Сейчас в Мурманске

14:19 3 ˚С Погода
18+

О шаманизме селькупов

Фокусы с телом, необычное применение ножовки, таз вместо бубна, анимизм и тотемизм

Селькупы Шаманизм Коренные народы
Алексей Егоров
17 мая, 2025, 10:04
О шаманизме селькупов

Элементы украшения женского пояса. Здесь и далее фото из архива А. Кулиша


Среди других коренных народов Западной Сибири селькупы выделяются как искусные кузнецы и обладатели исключительно богатого по вокализму языка (в нем 25 гласных). О традиционных верованиях селькупов известно гораздо меньше…

Данную тему разрабатывает в своей диссертации магистрант кафедры истории Татарстана, археологии и этнографии КФУ Александр Кулиш. У себя на родине, на Ямале, он известен как собиратель фольклора, солист ансамбля селькупской песни «Мачит коймы» и этнодизайнер.



Александр Кулиш (первый справа) и другие участники этнографической экспедиции в стойбище на реке Поколька 


Четыре категории шаманов

– Александр, в вашей семье соблюдались национальные традиции?

– Я родился в селе Толька Красноселькупского района ЯНАО. Около трети жителей села – селькупы. Маме и бабушке, которые меня воспитывали, было легко соблюдать традиции. Но селькупского языка я сначала не знал. Я выучил его самостоятельно. Надо сказать, что тазовско-туруханский диалект селькупского языка, распространенный в нашем районе, имеет несколько говоров. И все они несколько отличаются от литературного языка, созданного лингвистами в начале 1930-х годов.

– Традиционные верования являются частью повседневной жизни современных селькупов?

– В фрагментарном виде и у очень небольшой группы селькупов. Понятно почему так. Весь советский период тема селькупского шаманизма была табуированной. Даже когда я расспрашивал об обрядах свою бабушку, она отвечала: «Зачем тебе это знать?!» Определенно, селькупский шаманизм в разных локальных группах испытал на себе влияние религиозных верований соседних народов: эвенков, хантов, тундровых ненцев, кетов.

– А шаманы в том же Красноселькупском районе встречаются?

– Прежде шаманов было много у нас. Расцвет селькупского шаманизма пришелся на конец XIX – начало XX веков. Сегодня посвященных шаманов уже нет, последний практикующий шаман Гавриил Егорович Мандаков умер в 2002 году.

­– Сколько категорий шаманов было у селькупов?

– Как минимум, четыре. Шаманы первой категории сумпытый ӄум или тэтыпы сомпырни выступали посредниками между духами Верхнего, Нижнего и Среднего миров.

Далее по нисходящей следовали шаманы, камлавшие только в Нижний мир – камытырый ӄум или камытырни. Эти шаманы предсказывали будущее, осуществляли поиск пропавших людей, оленей или вещей, но, пожалуй, главной их особенностью были фокусы, которые заключались в самоистязании.

Третья категория кэтырытый ӄум была, по всей вероятности, производной от второй и несколько уступала в своих функциях и силе шаманам категории камытырни.

К последней, четвертой категории относились шаманы-ясновидящие – ӄӱтӓптымпытый ӄум. Посредством сновидений они могли искать души больных людей, утерянные предметы…



Костюм шамана Коптыка ира в музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в Салехарде, 2023 г.


Из рода орла

– Гонения на традиционный шаманизм со стороны советской власти привели к их исчезновению из повседневной жизни?

– Это основная причина. Причем, запрещался не только шаманизм, но и общение на родном языке. Были такие негласные установки. Свою роль сыграло и развитие государственной медицины. Если раньше, заболев, селькупы прибегали к помощи шаманов, то сегодня они посещают медучреждения. Хотя пожилые люди изредка используют народные методы лечения, такие как прижигание, употребление разного рода настоев, отваров… Можно сказать, шаманизм изжил себя потому, что люди перестали обращаться к шаманам и нуждаться в них.

– Лично у вас в роду были шаманы?

– Прежде они были в каждом роду. Мы все ведем свою родословную либо от рода Кедровки, либо от рода Орла. В старину мужчины из рода Орла могли заключать браки только с женщинами из рода Кедровки. Соответственно, мужчины из рода Кедровки заключали браки только с женщинами из рода Орла. Со временем появились различные ответвления от этих двух главных фратрий – роды Глухаря, Журавля, Медведя и других. Я отношусь к Лимпый тамтыр – роду Орла.

– С той или иной просьбой люди обращались к шаману своего рода?

– Именно так. Если в каком-либо роду не было шамана, селькупы обращались к другому знакомому шаману за помощью. Образ шамана и его атрибуты по сей день имеют сакральный статус в селькупской среде. К шаманским могилам запрещается ходить, показывать их чужакам. Шаманские вещи нельзя трогать и показывать посторонним людям.

Отдельные суеверия, косвенно связанные с шаманизмом, до сих пор бытуют среди селькупов. Например, представление о культовых личинах на деревьях. Считается, что только шаманы могли вырезать изображения духов – поркӓ. Но несмотря на то, что шаманов уже давно нет, такие поркӓ изредка встречаются в тайге. Их селькупы обходят стороной, дабы не навлечь на себя беду.



На стойбище Поря маркы, 2012 г.


– Другой пример такого рода архаичных представлений?

– Если в поселении кто-то умер, то на порог кладут нож – обязательно лезвием ко входу. Если умерло два человека, то кладут топор, если больше – длинную ножовку. Считается, что металл отпугивает духов. Такой же оберег в виде ножниц или уголька кладут младенцу в колыбель если тот плохо спит. Считается, что именно данные обереги отпугивают духов, стремящихся навредить живым людям.

– Как зовут верховное божество селькупов?

– Ном. Этим же термином обозначают небо. У верхнетазовских селькупов верховного бога именуют термином Сероне ильча. Кроме того, почитают богиню-прародительницу Илынтый имакота. В ее образе чувствуются отголоски матриархата.

А вообще, если говорить о религии селькупов, то следует сказать, что в XIX веке они были обращены в православии.

Но, тем не менее, в их религиозных представлениях прослеживается анимизм и тотемизм. Тому подтверждение – табу на предметы, которыми при жизни пользовался шаман. Считается, что в них на вечно заключены его духи-помощники. Если, например, это какие-то антропоморфные деревянные изображения, то их периодически одевают в разные одежды, «кормят», ухаживают и хранят в укромных местах…



Житель стойбища Поря маркы в меховом совике


Чудеса и быль

– Образ шамана с бубном в селькупской традиции присутствовал?

– Каждая категория шаманов использовала разные техники во время своих ритуальных действий. Шаманы первой категории облачались в полный костюм, включавший в себя ритуальную парку, нагрудник, головной металлический венец с рогами, бубен, колотушку и в некоторых случаях посох. В таком костюме шаман мог путешествовать по каким-то своим делам по Верхнему миру.

В темном чуме, как правило, камлали без использования ритуального костюма. Достаточно было колотушки и металлического таза, который служил заменой бубну. Это было обусловлено тем, что бубен из оленьей кожи — это все-таки олицетворение священного небесного оленя, с которым шаман путешествовал в Верхний мир. В темном чуме камлали для путешествия в Нижний мир.

– Есть такой якутский фильм «Пугало». Там героиня-шаманка после каждого такого исцеления сама была на грани смерти. То есть она забирала болезнь на себя…

– Все правильно. Шаман должен уметь не только забрать болезнь у другого человека, но и потом вовремя избавиться от нее. Поэтому настоящие шаманы не занимались целительством за деньги на поток – это физически было невозможно.



С куклой-хранительницей рода Ириковых, Красноселькупский район, 2023 г.


– Чем вы сами зарабатываете на жизнь, Александр?

– До сентября прошлого года я работал в Научном центре изучения Арктики в столице ЯНАО Салехарде. Но увы, половину штата, в частности сектор социально-гуманитарных исследований, сократили.

Теперь, к сожалению, в нашем округе не осталось научных организаций, которые бы занимались изучением традиционной культуры и родных языков коренных малочисленных народов Ямала.

Сейчас я работаю руководителем библиотеки «Культурный центр ῝Наследие῝» в Салехарде.

Тем не менее, не прекращаю свои исследования в области селькупской культуры и надеюсь, что в скором времени обстановка изменится и в регионе создадут соответствующий научный институт. Ведь наших селькупов осталось совсем мало, около 2000 человек, наши культура и язык находятся на грани исчезновения.


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic 


далее в рубрике