Работа в Арктике: охотники-промысловики
Традиционный образ жизни, кто относится и не совсем относится к КМНС, когда соболь самый красивый, зимовьё и полка с книгами, соблазны и образ жизни
Дикий северный олень на берегах Котуя. Все фото К.Каськаева
Есть ещё такая профессия в нашем XXI веке – охотник-промысловик, и в большинстве Арктических регионов, в многопрофильных местных техникумах, можно даже получить официальное образование по данной специальности. Из других «экзотических» направлений, не встречающихся на Большой Земле, можно выделить специальность «оленевод-механизатор».
Личные и общинные охотничьи угодья
Часто на Материке люди считают, что времена добычи пушнины и обмена её на купеческих факториях на товары промышленного производства давно канули в Лету, но это совершенно не так. Для многих коренных народов Севера добыча пушнины остаётся одним из основных источников существования. Шкурка того же соболя стоит от 3 до 5 тысяч рублей, так же сдают, например, оленьи рога, мясо дикого оленя и пр.
Наше российское государство активно поддерживает традиционный образ жизни коренных народов Севера, и охотники-промысловики не являются исключением. Для них выделяются охотничьи угодья, можно оформить как личные, так и общинные. Выделяются товарно-материальные ценности (ТМЦ): лодки, сети, двигателя, снегоходы и пр. Что-то можно получить раз в 3-5 лет бесплатно, а где-то нужно заплатить двадцать пять процентов от общей стоимости.
Кроме того, перед каждым промысловым сезоном, по линии КМНС выделяют денежные суммы на каждого охотника (несколько десятков тысяч рублей).
На озере Дюпкун: «законсервированный» снегоход, пустые бочки из-под топлива и заготовленный строительный материал в виде бревён
Как «заброситься» в охотничьи угодья
В посёлке Чиринда, расположенном за Полярным Кругом на севере Эвенкии, нам рассказали, что у местных охотников есть возможность раз в год заброситься в свои отдалённые охотничьи угодья на вертолёте бесплатно. Обратно, в конце сезона, они тоже возвращаются по воздуху, вызывая вертолёт по спутниковому телефону.
Средствами связи и навигации охотников может обеспечивать как государства, так и частные нефтегазовые компании. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе «Газпром» активно помогает местным ненцам с покупкой снегоходов, спутниковых телефонов, навигаторов и пр.
Охотничье зимовьё на озере Дюпкун (в радиусе 200 км нет никаких населённых пунктов). Слева сарай для хранения вещей и снегохода, а справа (вдали) микро-сауна
Чтобы получать все эти льготы, нужно быть КМНС, то есть относиться к одному из коренных малочисленных народов севера: эвенки, чукчи, ненцы, коряки и пр. И если те же эвенки или чукчи изначально получали все эти льготы, то некоторым другим народам, живущим в Арктике уже несколько столетий, но не относящимся к КМНС, приходилось исхитряться, чтобы не остаться без субсидий и льгот: а то ведь соседи получают, а они нет!
Старые охотничьи лыжи с оленьим камусом
Ессейские якуты и русские старожилы крайнего Севера
Так, к примеру, якуты, численность которых превышает полмиллиона человек, не относятся к КМНС. Пришлось якутам, живущим в северной Эвенкии в посёлке Ессей, выделится в отдельный этнос – «ессейские якуты». Этих самых ессейских якутов всего 700 человек, вот вам и новый коренной малочисленный народ Севера.
Другой пример – это русские старожилы крайнего Севера. Да, есть и такой народ. Дело в том, что казаки, активно осваивавшие север Дальнего Востока: Якутию и Чукотку в XVII веке, основали несколько поселений на Крайнем Севере. Несколько таких поселений сохранилось и до наших дней, а именно: Марково, Походск, Русское Устье. Русские в Русском Устье, на реке Индигирка, живут уже 400 лет, чем не коренной малочисленный народ крайнего Севера?
Современные охотничьи лыжи – снегоход «Буран». На лето остаётся в тайге
Промысел пушнины ведётся в зимнее время, так как мех соболя или других зверей именно зимой самый красивый. До охотничьих угодий добираются на вертолете (раз в год бесплатно по льготе) или на снегоходах (советские или современные бураны, японские ямахи). Живут несколько месяцев в зимовьях – это специальные избушки для охотников, чаще всего построенные из подручных таёжных материалов и оборудованные печками-буржуйками.
Окна, ещё столетие назад, делали из льдин, а сейчас либо привозят пластиковые, либо используют толстый полиэтилен. В последнем случае при отъезде на долгий срок окно закрывают металлическим листом, чтобы медведю было не так просто попасть внутрь или чтобы он не порвал полиэтилен и в избу не надуло снега или дождя.
Охотничье зимовье на озере Дюпкун
Путики, капканы и кулёмки
Вокруг зимовья у каждого охотника есть свои собственные охотничьи маршруты – путики. На них он расставляет капканы и кулёмки для соболей. Общая длина путиков можем достигать 200 км. Раньше их оббегали на специальных охотничьих лыжах с камусом, теперь могут использовать и снегоход. Ведь одно дело, что зверь попался в капкан, а другое вовремя его оттуда забрать, чтобы другие животные не погрызли и не испортили шкурку.
Внутри зимовья, как правило, есть два спальных места – деревянные нары, стол, полка с книгами, печка-буржуйка. Над печкой, под самым потолком, натянута специальная сетка, куда складывают промокшие варежки, шапки и носки, чтобы они успели высохнуть к завтрашнему дню. Некоторые охотники строят рядом с избой небольшой сарай, в котором оставляют лодки или снегоходы, хранят различные вещи. Нередко строится и таёжная баня, причём в самых различных вариациях – от совсем крошечной «сауны» в 2-3 квадратных метра, до вполне себе большой, в 10-12 квадратных метров, бани.
Охотничье зимовье в устье реки Чомба
Зимовья практически никогда не запираются на замок. Случайных людей в тайге не бывает. Зато для редкого путника такая изба может стать настоящим спасением от непогоды, холода, дождя. Зимовьё – это островок цивилизации в дебрях глухой тайги и очень ценная инфраструктура. Там можно выспаться в тепле, просушить у печки вещи. Нередко в избе можно найти соль, немного круп, доширак или растворимые супы. В экстренной ситуации от голода человек не умрёт. На замок избушки не запирают, но вход всячески закрывают, так, чтобы медведь не попал внутрь. К двери подставляют палку, прислоняют к неё бочку или запирают на загнутый гвоздь.
А вот современная охота на северных оленей превратилась в бойню. Охотники уже не ходят в тайгу на лыжах. Сейчас охота выглядит так. Запускается квадрокоптер: если обнаружили оленей, то координаты передаются охотникам. Те, парой, на снегоходе выдвигаются к стаду. Один управляет снегоходом, другой расстреливает оленей. В некоторых районах, например, на Таймыре или в Эвенкии, туши часто оставляют в тайге, а срезают только рога, камуса, да язык вырезают.
Капкан в тайге. Хоть и ржавый на вид, но действующий
В заключение
Жизнь современного охотника-промысловика непроста. Слишком много соблазнов уехать в большой город, там и цены на продукты ниже, и работу можно найти попроще. Но вот эвенки, чукчи и другие коренные народы Севера плохо приживаются в современных мегаполисах, ведь у них совсем другой менталитет, поэтому для них охота – это настоящий источник заработка и образ жизни.
В современных условиях, без поддержки государства, одними соболями не прокормишься, ведь в отдалённых посёлках и топливо в 1,5-2 раза дороже, и дорог нормальных нет, самому туда попасть сложно, а ведь надо ещё сети, ружья, снегоходы туда доставить. Господдержка коренных народов Севера в России – это отличный пример именно освоения территории, а не варварской колонизации, как было в некоторых других странах.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic