Санкт-Петербург соединил Арктику и Африку
В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга с 19 по 28 августа проходит выставка «От Арктики до Африки»
Фото: Валентин Юшкевич
Соединение искусства Арктики и Африки происходит в культурной столице не в первый раз. Транснациональный арт-проект «От Арктики до Африки» уже успел отметиться в феврале этого года в «Экспофоруме», куда на выставку «Понаехали!» собралось около 300 художников из 15 стран. Тогда стенд с броским и даже провокативным названием привлек к себе большое внимание. На этом организаторы проекта решили не останавливаться и, несмотря на коронавирус, пытаются взять новую творческую вершину. Теперь звучная афиша красуется в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где с 19 по 28 августа проходит одноименная выставка.
Официальных представителей Капеллы подобная (не самая классическая) коллаборация нисколько не смущает:
«Здесь за дело взялись профессионалы, поэтому вопросов никаких не было. И никого не должен удивлять выбор тематики. Все дело в качестве работ и их исполнении, а тематика может быть самая разнообразная. Мы ежегодно проводим около тридцати всевозможных выставок и все очень высокого уровня», – отметила куратор галереи Капеллы Кира Антонникова.
Выставочный зал со стороны зоны Африки
За высокий уровень африканского искусства в проекте традиционно отвечает руководитель Международного российско-африканского культурно-делового проекта «GATINGO» Татьяна Тудвасева. На этот раз она пригласила к участию в выставке известного мадагаскарского художника Фофу Рабеаривело. Он почти 30 лет живет между Санкт-Петербургом, Парижем и Мадагаскаром, но подавляющее большинство его работ так или иначе связано с родиной, с его детскими и юношескими впечатлениями.
«Его манера необычайна. Ему характерна более спокойная колористика, нежели у других африканских художников, и она тонально очень совпадает с работами Виталия и Тарасия Трошиных, а также Юлии Мурадовой, которые представляют на нашей выставке Арктику. Любопытен и русский взгляд на Африку. Сегодня мы даем возможность зрителям посмотреть на нее глазами пермской художницы Марии Колывановой, которая неоднократно работала на пленэре в Кении и привезла оттуда замечательную африканскую серию», – поясняет Татьяна Тудвасева.
Фофа Рабеаривелу. Переход.
По ее словам, прослеживается удивительное сходство в народном искусстве двух, таких отдаленных друг от друга, территорий.
«Посмотрите, например, как пермский звериный стиль перекликается с аутентичными ритуальными и бытовыми предметами африканских племен. Ведь если перед простым непрофессиональным человеком перемешать и положить в ряд ритуальные африканские и сибирские маски, то он не сможет определить их точную принадлежность. Или вот недавно я случайно увидела по телевизору народный коллектив. Первоначально по картинке подумала, что он из России, а оказалось это берберы из Северной Африки. Но настолько их элементы одежды похожи на наши паневы, кокошники и монисто», – размышляет Татьяна Тудвасева.
Работы Виталия Трошина и Юлии Мурадовой
С ней соглашается присутствовавшая на открытии выставки первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Нина Вейсалова.
«Мы – арктические народы – понимаем африканскую культуру. Потому что на самом деле наши две цивилизации переплетаются больше, чем кажется на первый взгляд. Когда, например, на международных площадках мы общаемся с представителями африканских народов, то понимаем друг друга. По сути, у нас одинаковый кочевой образ жизни, одинаковые ценности и ментальность. Только у нас олени, а у них коровы. Посмотрите на наши древние сакральные рисунки или татуировки. Они тоже очень схожи. Или закройте, например, глаза и послушайте чукотские народные песни. Вы с легкостью можете представить себе африканские и точно так же, когда слушаешь африканские мотивы, ты представляешь наших палеоазиатов».
Серия портретов Виталия Трошина
Куратор арктической части проекта, архитектор и художник, председатель комиссии по проблемам Арктики, Антарктики и Севера Международной Академии Архитектуры (МААМ) Виталий Трошин также видит много общего у народов Крайнего Севера и Африканского континента:
«И те, и другие чтят свои традиции. Кроме того, это народы природы и народы движения, то есть кочующие», – отмечает он.
В частности, уже в декабре этого года петербургский Союз архитекторов намеревается организовать совместную российско-африканскую выставку мастеров, проектирующих здания для эксплуатации в экстремальных средах – пустыне и вечной мерзлоте.
«Арктика – это экстремальный минус, а Африка экстремальный плюс. Мы хотим сделать Санкт-Петербург своеобразной нулевой точкой или точкой нашей встречи», – делится своими соображениями Виталий Трошин.
Мария Колыванова. Кошкин двор
По словам кураторов, еще одной важной идеей, над которой они сейчас работают, является детский проект. По его замыслу детям Африки предложат нарисовать Арктику, а северянам их представления о жарких странах. Далее последует обмен выставками рисунков, а возможно и детскими делегациями. Идею уже подержали ряд дипломатических миссий, Россотрудничество, а также и другие структуры. Так, руководство Союза городов Заполярья и Крайнего Севера уже пообещало организовать экспозицию необычной выставки во всех субъектах Арктической зоны России.
«Мы всецело поддерживаем интерес всех творческих людей к представителям древних культур и, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы от интереса они переходили к более глубокому ее изучению. Ведь наши культура и обычаи формировались тысячелетиями, и хотелось бы, чтобы их правильно транслировали, а не трансформировали. С другой стороны, мы не просто рады, но и будем участвовать в подобном творческом эксперименте между детьми Арктики и Африки. Безусловно, это пойдет на пользу всем участникам проекта», – прокомментировала Нина Вейсалова.
***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic