Татуировка инуитов: от былых времён до наших дней
Болезненный процесс татуировки отмечал любое важное событие в жизни мужчин и, особенно, женщин
Народы Крайнего Севера, сражаясь с суровыми силами природы, сформировали религию, основанную на анимизме, и многовековую традицию нанесения узоров на различные участки тела. Несмываемый рисунок являлся и защитой, и жертвой многочисленным богам. Искусство татуировок на инуктитуте (собрание инуитских диалектов) называлось Kakinniit или Tunniit.
Татуировки практиковались всеми эскимосами, но наиболее распространены были среди женщин. В роли тату-мастеров чаще всего выступали пожилые женщины, которые опыт шитья одежды успешно применяли при «сшивании» кожи. Татуировки наносились от руки, но иногда предварительно делался набросок на области нанесения.
Как правило, использовалась костяная, а позже и стальная игла, в которую вдевалась сухожильная нить. Затем нить тщательно пропитывалась жидким пигментом, состав которого у разных народов отличался, однако часто в него входили ламповая сажа, графит и моча. Иглу с нитью продевали под кожей, где они задерживались примерно на 30 секунд. Подобные операции требовали неоднократного повторения. Процесс часто сопровождался сильной болью, отёками, в некоторых случаях инфекцией, а иногда и приводил к смерти.
Входящие в состав пигмента ингредиенты также обладали магическими свойствами. Сажа считалась весьма эффективным средством против злых духов. Шаманы нередко использовали сажу, рисуя защитные линии вокруг домов. Теми же свойствами обладал и графит, который, согласно поверью, не только защищал от зла, но и оберегал от болезней. Защитными свойствами, как считалось, обладала и моча, которую иногда разливали по дому, стараясь уберечь семью от напастей, принесённых злыми духами. В тату моча, вероятно, использовалась из-за содержащегося в ней аммиака, который предотвращал нагноение и дезинфицировал раны, полученные в результате этого ритуала.
Нанесение рисунков на тело имело большое значение на разных этапах жизни. В погребальные мероприятия тоже входил ритуал нанесения тату. Как правило, такие рисунки представляли собой точки, которые рисовали на стыке суставов: запястий и щиколоток, плеч, локтей, бедер, шейных и поясных суставов. Такие татуировки наносились не на тело усопшего, а на тех, кому предстояло взаимодействовать с гробом, например – носильщикам. В культуре инуитов принято считать, что смерть человека – опасное время для живых. Эскимосы верили, что дух умершего человека на некоторое время задерживается на земле и способен «вселиться» в кого-то из живых. Поскольку люди, которые несли гроб, находились фактически в прямом контакте с этой духовной сущностью, им наносились рисунки, которые должны были отразить возможные атаки. Считалось, что вторжение постороннего духа в тело возможно как раз в местах соединения суставов, которые и защищали татуировками.
Татуировка, состоящая из небольших точек, наносилась на те же места и при первом убийстве кита, белого медведя или тюленя. Такая тату служила как оберегом от одержимости духом убитого зверя, так и для более удачного попадания в цель при охоте. Нательные рисунки и иные украшения нередко выступали и своеобразным средством «налаживания контакта» с животным, например, чтобы кит приблизился к лодке и был более послушен для гарпунщика. Ещё один рисунок, который появлялся на теле эскимоса для удачной охоты на китов, а также после первого в жизни убитого кита – это стилизованное изображение китовых хвостов, которые мужчины наносили в уголках рта. Рисунок в виде буквы Y призван был помочь в охоте на тюленей.
Рисунки, изображающие небольших человечков на лбу и конечностях, обозначали «помощников» или «опекунов», которые защищали от различных неприятностей, как то: бедствия на море, враждебность неизвестной местности и незнакомцев, злые духи. Нанося такие отметины на плечи, эскимос, убивающий животного или человека, намеревался, наоборот, привлечь и присвоить его душу, тем самым превратить его в «помощника».
Существовало целое разнообразие рисунков, которые наносились на область рядом с уголками рта. Так, например, небольшие круги защищали от утопления тех, кто работал в воде и на льду, а также детей, чей отец был утопленником. Также круги по обе стороны ото рта напоминали бивни моржей. В таком случае рисунки защищали от нападения этих животных. В ином случае рисунки, имитирующие моржовые бивни, должны были наделить его владельца повадками этого животного и способствовать успешной охоте.
Полукружия и круги наносились также над губами и на плечи. Иногда татуировки наносили на тело ребенка -- в том случае, если члены его семьи долгое время болели. Тогда подобными метками старались отвадить злых духов от ребенка, рисунком помечая его непричастность к данной семье.
Рисунок татуировки менялся не только в зависимости от назначения, но и в зависимости от того, кому он наносился. Среди женщин одной из самых популярных тату являлось изображение вертикальных полос на подбородке. Такие рисунки имели несколько значений: сигнал о половой и социальной зрелости девушки (такое же значение имела тату в виде буквы V), защита от врагов. Некоторое время женщины расценивались как ценный товар в контексте межплеменных войн, поскольку они обладали многочисленными полезными способностями. Так как нападения зачастую происходили рано утром, чтобы застать врага врасплох, -- лица женщин помечались специальными рисунками, по которым их легко можно было отличить от мужчин (из-за схожей одежды зачастую это было сделать сложно). Нередко такие узоры спасали женщинам жизнь. Однако попав в плен, женщины попадали и в рабство.
Вертикальные линии на подбородке являлись и показателем качеств девушки при выборе её в жены. Полагали, что частый смех и улыбки способствовали растягиванию этих линий. Чем шире были полосы, тем более легкомысленной воспринималась обладательница рисунка. Девушка, у которой рисунок представлял собой тонкие линии, считалась хорошей, перспективной невестой, так как полагали, что она серьёзна и трудолюбива.
Большое количество линий на подбородке свидетельствовало и о необычайной выносливости женщины, так как нанесение этих рисунков требовало пережить серьёзную боль и мучения. Да и в общем сложная витиеватая татуировка, как считалось, прибавляла женщине привлекательности и повышала её шансы выйти замуж.
Три диагональные линии на подбородке служили оберегом от бесплодия. Две вертикальные линии, проходящие по лбу и вдоль всего носа, являлись главным женским символом. Считали, что этот рисунок отличал женщин от мужчин в загробной жизни (в виду их сходства в одежде). Линии, нарисованные на внутренней стороне бедер женщины, «приветствовали» ребенка при рождении, а также облегчали сам процесс родов. Три равноудалённые линии на щеке говорили о бесплодии женщины и тоже служили своеобразным лекарством. Чтобы уберечь девушек от болезней в период полового созревания, им на щеки наносили двойные круги.
Но не только способности самой женщины отражались в виде рисунков на её коже. Если отец молодой девушки успешно совершал охоту на кита, это важное событие также запечатлевалось рисунком на её лице. Изображения китовых хвостов в уголках рта в очередной раз напоминали племени о храбрости её отца.
Так как нательные рисунки отражали определённый опыт женщины, то в пожилом возрасте тату покрывали большую часть её тела.
У мужчин иногда можно было заметить татуировки в виде точек на тыльной стороне ладони – так обозначались убитые враги. Иногда случалось, что из-за большого количества поверженных врагов многочисленные точки сливались в единую линию, идущую от запястья к локтю. Над глазами, на висках и щеках мужчины иногда рисовали небольшие круги, которые (по аналогии с бусинами, свисающими на лоб с головного убора) символизировали «дополнительные» глаза, чтобы не терять бдительность и во сне. У мужчин-эскимосов можно было заметить параллельные линии на висках, а в уголках рта – небольшие отметки-обереги, что, по мнению учёных, было отголоском древнего обычая прокалывать щеки. В более ранние времена существовал обычай, когда прокалывалась нижняя губа и вставлялась костяная лабретка. Позднее на месте лабретки стали рисовать татуировки.
Существовали и уникальные рисунки, свойственные определённой семье. Часто в них отражался основной промысел, который обеспечивал семью пищей. Так, например, в семье охотников на китов можно было встретить нательные рисунки -- витиеватые узоры с вплетениями символов, обозначающих китовые хвосты.
Рисунки наносились на тело не только как обереги от сверхъестественных сил, но и как защита от болезней. Полагали, что тату обладали лечебными и профилактическими свойствами. Но так как болезни считались последствиями вмешательства злых сил, то и лечебные татуировки нередко наносили шаманы, которые использовали свои духовные ресурсы для защиты и восстановления здоровья. Часто наносили мелкие рисунки на больное место, например: отметинами на груди защищали/лечили сердце, короткие линии в области глаз призваны были излечить глазные болезни. Можно было встретить небольшие отметины, которые располагались по всему лицу: на висках, на лбу, около рта и на щеках – такие рисунки, как правило, носили профилактический характер.
Некоторые тату отражали истории и легенды. Например, согласно легенде о Седне, отец морской боги пытался сбросить дочь в океан с лодки, отрезая ей пальцы. На месте ран Седны у женщин стали появляться татуировки -- дань уважения морской владычице. Считалось, что морская богиня закрывала доступ к загробной жизни тем женщинам, на чьих пальцах не было соответствующих татуировок.У некоторых народов можно было встретить изображение птицы на плече. Существовало поверье, что ночью душа в виде птицы покидала тело человека и попадала в загробный мир. Для того, что бы душа нашла обратную дорогу и чтобы удержать душу-птицу, прибегали к нанесению соответствующей татуировки. После нанесения рисунка часто говорили «теперь душа будет иметь товарища и никуда не улетит».
Однако нельзя интерпретировать все тату одинаково. Не существует универсальной классификации рисунков, по которой можно было бы расшифровать любой нательный рисунок. Зачастую точки и линии на теле имели специфическое значение и конкретный смысл для конкретного человека. Такие рисунки носили одновременно и личный, и коллективный характер, и служили как средством выражения связи с историей своего народа, так и выражением собственной индивидуальности.
При кажущемся разнообразии узоров, большинство рисунков состоит из сравнительно малого числа традиционных элементов: «китовые хвосты», круги, дуги, эллипсы и окружности, «трезубцы», треугольники.
Непросто определить и возраст сложившейся традиции. Ученые прослеживают её последние два столетия. Однако за это время, что важно, не последовало никаких изменений ни в технике, ни в сюжете и характере рисунков, ни в месте их нанесения на тело.
В общем, использование и значение определённых символов при создании рисунка схоже у всех представителей циркумполярных культур. Но и различия всё же можно найти. Так, например, татуировки эскимосов Аляски намного проще, чем у коренных жителей района Берингова моря. На Аляске, как правило, татуируют щеки, лоб и подбородки единичными или двойными сплошными или пунктирными линиями.
Различалось в зависимости от географического положения и время нанесения татуировки: где-то татуировали в детстве, в определённых случаях – с наступлением зрелости, в ином случае – в пожилом возрасте, перед смертью и после неё. Объединяет все северные народы то, что традиция нанесения татуировок была свойственна в основном женщинам, узоры которых отличались разнообразием, в то время как мужчины наносили чаще всего знак своего рода, а позднее – семейный знак, заменявший подпись. Также родовые татуировки препятствовали кровосмешению.
Татуирование встречалось и у других северных азиатских народов. Однако, в отличие от жителей Аляски и побережья Берингова моря, татуировки якутов, эвенков, хантов и манси имели более простой рисунок, а сама традиция не имела такого широкого распространения.
***
В двадцатом веке, с приходом на Север европейцев, нарушились многие местные национальные традиции, в том числе и обычай нанесения рисунков на тело. Этому есть несколько причин: европейцы принесли с собой в заполярье современную качественную медицину, поэтому необходимость в татуировании как в лекарственном средстве отпала. С приходом современной моды (использование современной одежды и макияжа) потеряло своё значение и тату как украшение.
Магическая составляющая нательного рисунка была отвергнута в результате распространения христианства. Стали исчезать танцы, игра на барабанах и горловое пение, татуаж. Искусство татуирования как часть уникальной культуры инуитов было практически полностью утеряно, как и многие другие практики коренных народов. Однако женщины нашли выход: они стали создавать украшения и одежду, используя те же узоры, что и для татуировок. Таким образом выражалась и сохранялась культурная специфика.
Сегодня искусство традиционного татуирования среди инуитов переживает второе рождение. Татуаж возрождается. Многие женщины-инуитки говорят об ощущении целостности, которое дарит им нанесение традиционных татуировок. Так они ощущают связь с предками. Современные узоры – это своеобразный синтез традиционных рисунков и привнесённых современных элементов. Часто женщины наносят отметки, обозначающие важные этапы их жизни, а также символизирующие членов семьи, отмечают общину, к которой они относятся. Сегодня небольшие линии на руках могут обозначать крупную дичь, на которую до сих пор охотятся инуиты, точки на пальцах – символ друзей и близких людей, а треугольники – горы, окружающие человека с детства. Татуирование сегодня не носит жизненно важный характер, скорее, это способ показать преданность и принадлежность к культуре инуитов.
Возрождение традиционного искусства инуитов приобретает новые масштабы. Художники и дизайнеры создают аксессуары и одежду с использованием узоров, свойственных татуировкам инуитов.
Автор: Оксана Дорофеева, старший научный сотрудник РГМАА.