Ученые исследовали современную культуру северных селькупов
Научный центр изучения Арктики провел комплексные этнографические исследования селькупов северной группы.

Фото: Научный центр изучения Арктики
Научный центр изучения Арктики провел комплексные этнографические исследования селькупов северной группы, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. Исследования проводились на территории Красноселькупского и Тазовского районов.
Учёные посетили краеведческие музеи, побывали на старинных промысловых угодьях на озере Момчик и реке Таз, собрав богатый научный материал о традиционной и современной культуре селькупского народа. В том числе были записаны уникальные сведения о последних шаманах, зафиксированы культовые объекты.
Один из таких уникальных объектов – древнее родовое святилище недалеко от места впадения реки Момчик в озеро с таким же названием. На высоком берегу реки на обломках старой упавшей лиственницы сохранились два порге – изображения духов, «отвечавших» некогда за удачу в рыбном промысле. В ста метрах от священных порге, на берегу озера этнографы обнаружили дерево с зарубками в виде ступенек на стволе. Согласно преданию, во время камлания шаман поднимался по этому дереву на небо или прыгал с него в воду и выныривал рядом в ста метрах от берега. Участники экспедиции обратились с инициативой в администрацию муниципалитета, чтобы сакральное место включили в список объектов культурного наследия для придания ему охранного статуса.
Информацию о последнем селькупском шамане, умершем в 2002 году, Гавриле Мандакове учёные записали в посёлке Тазовский. У родственников сохранились личные вещи служителя культа, используемые как семейные обереги.
Как рассказала руководительница экспедиции, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), кандидат исторических наук Ольга Степанова, современные селькупы продолжают чтить традиции и с большим уважением относятся к сакральным объектам, но самобытная селькупская культура под влиянием социально-экономических факторов стремительно исчезает, меняется, приобретая новые формы. Полевые экспедиционные исследования проходили в историческом районе активных межэтнических контактов селькупов с эвенками и ненцами. Здесь издавна распространены межэтнические браки и многоязычие. Некоторые люди свободно говорят на селькупском, эвенкийском и ненецком одновременно. Одной из задач экспедиции было изучение культурных влияний.
«В целом социальная политика округа в отношении коренных малочисленных народов Севера способствует тому, что у их представителей есть выбор между комфортной жизнью в посёлках и сохранением традиционного образа жизни, который получает государственную поддержку. В результате численность селькупов в районе растет. По нашим данным, около 200 человек ведёт традиционный образ жизни», – рассказала Ольга Степанова.
По результатам исследования планируется сделать анализ состояния культурного наследия северных селькупов, издать сборник статей по традиционной селькупской культуре и печатный буклет с фотоотчётом и основной информацией.