На арт-объекте, интегрированном в самую большую стену пирамидального зала, изображён портрет саамской женщины в профиль, в традиционном северосаамском головном уборе – ладжогахпире, с посохом, украшенным орнаментами, характерными для саамской резьбы по дереву. На женщине надеты традиционные латунные кольца. Название AAhkA отсылает к Матери-Земле в саамской традиции. Многочисленные священные горы в Сапми называются Aahka на южносаамском языке и Áhkká на северсаамском, что также переводится как «старшая женщина», «бабушка» и «хранительница».
В Норвегии саамская художница создала арт-объект для правительственного здания: его высота – 51 м, стоимость – 16,3 миллиона крон
Работа, вдохновлённая традициями саамских ремёсел и женским образом фольклора, и размещенная в новом правительственном квартале – одно из крупнейших публичных арт-проектов в истории Норвегии по стоимости и масштабу
Вершина 51-метровой инсталляции. Скриншот видеосюжета NRK Sapmi. Источник: nrk.no
Саамская художница Оути Пиески (Финляндия) создала монументальное произведение искусства для пирамидального пространства из стекла в новом правительственном квартале в Осло, столице Норвегии. Масштабная работа AAhkA площадью 700 квадратных метров и высотой 51 метр на тему саамского фольклора видна как изнутри, так и снаружи здания, сообщают NRK Sapmi и издание Kunstavisen.no. Стоимость арт-объекта – 16,3 млн норвежских крон (1,6 млн долларов США или 129,7 млн рублей).

На арт-объекте, интегрированном в самую большую стену пирамидального зала, изображён портрет саамской женщины в профиль, в традиционном северосаамском головном уборе – ладжогахпире, с посохом, украшенным орнаментами, характерными для саамской резьбы по дереву. На женщине надеты традиционные латунные кольца. Название AAhkA отсылает к Матери-Земле в саамской традиции. Многочисленные священные горы в Сапми называются Aahka на южносаамском языке и Áhkká на северсаамском, что также переводится как «старшая женщина», «бабушка» и «хранительница».

Эскиз Оути Пиески (KORO Public Art Norway). Источник: vessel-magazine.no
В 2022 году по итогам проведённого конкурса на право создать работу для правительственного здания, экспертный совет выбрал эскиз Оути Пиески. Аргументируя выбор, жюри подчеркнуло, что Пиески бросает вызов традиционному гендерному представительству и присутствию саамов в зданиях такого типа. В выпущенном экспертным советом пресс-релизе отмечено: «Тема проекта глубоко укоренена в саамском мировоззрении и различных ремёслах Сапми. Расположение у входа в правительственный квартал станет мощным символом присутствия народа, знаний и культуры, уходящих корнями в глубь тысячелетий, и являющихся важной и динамичной частью современной Норвегии». В блоке А правительственного квартала, где размещён арт-объект, находятся Министерство торговли, промышленности и рыболовства, и Министерство климата и окружающей среды.

Вершина 51-метровой инсталляции. Скриншот видеосюжета NRK Sapmi. Источник: nrk.no
Над воплощением проекта несколько лет работало множество людей, включая архитектора и исполнителей. На торжественной презентации арт-объекта присутствовала министр культуры и равенства Норвегии Любна Джаффери. Она назвала Áhkká важным и мощным проектом, отображающим роль женщины саами и ту борьбу, которую вели и продолжают вести коренные народы. Тот факт, что эта картина представлена в правительственном здании, по мнению министра культуры Норвегии, очень символичен.

Середина 51-метровой инсталляции. Скриншот видеосюжета NRK Sapmi. Источник: nrk.no
Ранее Пиески создавала произведения искусства для Саамского парламента в Норвегии (2015) и Финляндии (2012), её работы представлены в музейных коллекциях скандинавских стран. В своих произведениях художница часто сочетает инсталляции с живописью и саамскими ремёслами – дуоджи. Больше о Пиески и дуоджи можно узнать здесь.
GoArctic писал о том, как интересно в саамском современном искусстве переплетаются мотивы традиций и нового, – в материале о саамской художнице из Швеции Бритте Маракатт-Лабба и «ее борьбе с воронами, крысами и культурными стереотипами, окружающими саамское искусство».

Основание 51-метровой инсталляции с латунными кольцами на руке изображенного образа. Скриншот видеосюжета NRK Sapmi. Источник: nrk.no
Идея возведения нового правительственного квартала в Осло возникла после теракта 22 июля 2011 года, совершенного Андресом Брейвиком. Тогда перед зданием правительства, где работали премьер-министр и министр юстиции, остановился микроавтобус, в котором находилась самодельная бомба весом 950 кг. Взрыв этой бомбы унес жизни 8 человек и разрушил правительственные здания. Теракт показал, что правительство не застраховано от подобных случаев. Проект нового правительственного квартала предусматривал снос трех крупных зданий, наиболее пострадавших во время взрыва, реконструкцию двух построек и строительство пяти новых крупных сооружений площадью 125 тыс. кв. м, из которых 37 тыс. кв. м расположены под землей. Все здания квартала соединены надземными мостовыми переходами. По плану, в новом правительственном квартале в Осло разместятся все министерства страны, кроме Министерства обороны.
Кстати, проект строительства квартала соответствует самым высоким стандартам устойчивого развития. У него существует план по сокращению выбросов парниковых газов, конкретные показатели, которые постоянно отслеживаются и фиксируются. Весь транспорт, используемый на стройке, работает на биотопливе, помещения строителей снабжаются горячей водой и отоплением от мусоросжигательного завода и т. д.

Фрагмент техники, в которой выполнена работа. Скриншот видеосюжета NRK Sapmi. Источник: nrk.no