Сейчас в Архангельске

14:32 -6 ˚С Погода
18+

В Якутии принят в первом чтении проект изменений в закон «Об этнологической экспертизе», расширяющий права коренных народов

Ко второму чтению планируется дополнить законопроект поступившими в ходе обсуждения предложениями

Якутия Коренные малочисленные народы Севера Законопроект Этнологическая экспертиза
Анна Щетинина
28 февраля, 2025, 13:12
В Якутии принят в первом чтении проект изменений в закон «Об этнологической экспертизе», расширяющий права коренных народов

Якутия. Фото: Сергей Карпухин / GeoPhoto


На пленарном заседании Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона № 182-7 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива внесена правительством региона, сообщает пресс-служба Госсобрания.

Этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Несмотря на то, что официально институт этнологической экспертизы введён пока только в Якутии, Проектный офис развития Арктики (ПОРА) является оператором проведения этнологических экспертиз на Таймыре (Красноярский край) и в Мурманской области, собрав научное сообщество специалистов, входящих в Экспертный центр.

На пленарном заседании в Ил Тумэн министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский проинформировал, что изменения внесены с целью совершенствования законодательства, касающегося проведения этнологической экспертизы, и рассказал подробности проекта.

С учётом сложившейся судебной практики, в проекте изменений предлагается уточнить понятие «объединения малочисленных народов», расширив его на муниципальные предприятия (МУПы), занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством – чтобы они также имели право на компенсацию убытков. На данный момент таких муниципальных предприятий в республике 13: они тоже являются правообладателями обширных земель и пастбищ, но оказались вне действия закона, – пояснил министр.

Кроме того, предложено конкретизировать неверно трактующиеся нормы закона от 2022 года о видах разрешённой деятельности.

В целях уточнения этапа реализации проекта, на котором проведение этнологической экспертизы является обязательным, предлагается дополнить статьи закона: после слова «намечаемой» добавлять слова «и (или) реализуемой» этнологической экспертизы.

При проведении этнологической экспертизы предлагается внести норму об обязанности заказчика информировать любым доступным способом население муниципального образования и предоставлять ответы на обращения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, по которой проводится этнологическая экспертиза.

Как отметил докладчик, немаловажной поправкой является предложение в качестве субъектов этнологической экспертизы закрепить органы местного самоуправления. Они принимают непосредственное участие в проведении этнологической экспертизы и являются получателями компенсации в случае, если у земель проводимой хозяйственной и иной деятельности нет правообладателей.

Для уточнения прав и обязанностей экспертной комиссии и экспертной группы этнологической экспертизы вносится новая редакция статьи, конкретизирующая лиц, права и обязанности которых прописаны в законе.

Помимо этого, предлагается точнее определить процедуру направления положительного заключения этнологической экспертизы в Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия).

После доклада министра по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградского народные депутаты приступили к обсуждению проекта закона. В обсуждении шла речь о том, что институт этнологической экспертизы введён только в Якутии и закон должен отразить результаты научно-исследовательской работы по разработке порядка этнологического мониторинга; что заказчики должны информировать население муниципального образования через все средства массовой информации, в т.ч. через социальные сети.

В частности, один из депутатов поинтересовался у министра – была ли проведена этнологическая экспертиза строительства атомной станции малой мощности в посёлке Усть-Куйга и какая сумма ущерба выявлена. Владимир Черноградский ответил, что общественные слушания, оценка воздействия на этнологическую среду и этнологическая экспертиза по строительству в Усть-Куйге проведены ещё в 2021 году, но точную сумму он пока назвать не может, и пообещал дать письменный ответ. По поводу этнологических экспертиз в республике он добавил, что некоторые категории работ не подпадают под действие законодательства об этнологической экспертизе, в том числе – геологоразведочные работы и строительство (ремонт, реконструкция) социальной инфраструктуры. Всего же в Якутии к текущему моменту проведено 70 этнологических экспертиз, сумма ущерба составляет 1 млрд. 427 млн. рублей. Из них выплачено 429 млн. рублей.

Депутаты предложили, поддержав проект изменений, расширять законодательство в части защиты исконной среды обитания малочисленных народов в связи с усилением недропользования и интенсивным промышленным освоением Арктики. Это необходимо как для справедливого расчёта ущерба, причинённого недропользователями коренным народам, так и для социальной ориентации бизнеса Требование компенсации ущерба на сегодняшний день становится особенно актуальным ещё и потому, что соотношение сумм прибыли от добычи полезных ископаемых и сумм выплаты ущерба экологии по объёму несопоставимы, что депутаты считают несправедливым.

После обсуждения народные депутаты приняли проект закона в первом чтении. Ко второму чтению планируется дополнить законопроект поступившими в ходе обсуждения предложениями.



далее в рубрике