В Якутске открылась выставка «Благодать Срединного мира», приуроченная ко Дню олонхо 25 ноября
Экспозиция расположена в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх»
Фото: Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». simekh-sakha.com/bsm
Ежегодно 25 ноября в Якутии отмечается День олонхо. Именно в этот день в 2005 году ЮНЕСКО провозгласила якутский народный героический эпос шедевром устного и нематериального наследия человечества, передает Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх», один из организаторов выставки. В олонхо воплощены вечные человеческие ценности, воспеваются победа добра над злом, единство и сплочение во имя процветания родной земли. Это духовное наследие помогало и помогает выстоять в самые трудные времена, сохранить язык, обычаи и традиции.
На выставке «Благодать Срединного мира» представлены изделия, созданные мастерами Якутии, которые помогают визуально воспринимать самобытную культуру народов республики. Мастера принадлежат к различным поколениям, и каждый из них работает в своем неповторимом стиле. Организаторы выставки «Благодать Срединного мира», открытой в декаду олонхо, – национальный центр «Симэх», Театр олонхо и Музей музыки и фольклора.
Олонхо (якут. Олоҥхо) – древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2009 году ЮНЕСКО включило олонхо в свой список «нематериального наследия человечества». Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 - 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями – олонхосутами. Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо происходит в трех мирах– Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, приют темных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Основная тема олонхо – это судьба эпического племени Айыы аймага (якут. Айыы аймаҕа), прародителей людей, установление счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм – олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего человеческого общества (как это часто бывает в эпических сказаниях), но не реальная, а мифологическая (Википедия).
Фрагмент текста эпоса олонхо представлен на примере мультимедийного проекта выставки в Якутском государственном музее им. П.А. Ойунского. По ссылке можно услышать и аудиоверсию.
На широком нижнем кругу
Восьмислойных, огненно-белых небес.
На вершине трехъярусных
Светлых небес,
В обители полуденных лучей,
Где воздух ласково голубой.
Среди озера — никогда
Не видавшего ни стужи, ни льда.
На престоле, что вырублен целиком
Из молочно-белой скалы.
Нежным зноем дыша,
В сединах белых, как молоко,
В высокой шапке из трех соболей,
Украшенной алмазным пером,
Говорят — восседает он.
Говорят — таравляет он,
Белый Юрюнг Аар Тойон.
Подобная сиянию дня,
Подобная блистанью огня,
Солнце затмевающая лицом,
С ланитами светлей серебра.
Играющими румянцем живым,
Как рассветы и вечера,
Адьынга Сиэр Хотун,
Подруга владыки небес,
Супруга — равная блеском ему,
Есть у него, говорят.
Породили они в начале времен
Светлое племя айыы —
Красивых богатырей-сыновей,
Красивых дочерей
С поводьями за спиной.
В улусах солнца они живут,
Стремянные — шаманы у них,
Удаганки — служанки у них.