Сейчас в Архангельске

18:56 12 ˚С Погода
18+

В Ысыахе Олонхо в Якутии приняли участие арктические коренные народы – эвены, эвенки, долганы, юкагиры, чукчи, русскоустьинцы

Ожидается участие гостей республики – представителей ненецкого народа, которые исполнят эпос на родном языке

Якутия Арктическая Якутия Праздник Ысыах Коренные народы
Анна Щетинина
4 июля, 2025, 12:06
В Ысыахе Олонхо в Якутии приняли участие арктические коренные народы – эвены, эвенки, долганы, юкагиры, чукчи, русскоустьинцы

Открытие тюсюлгэ КМНС на Ысыахе-2025. Фото: Нарыйа Пахомова / ЯСИА. Источник: ysia.ru


В Республике Саха (Якутии) 4 и 5 июля проходит национальный праздник Ысыах Олонхо. Его проведение в этом году организовано в неарктическом Нерюнгринском районе, но на празднование собрались представители всех коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и Арктики, включая самих якутов – эвены, эвенки, долганы, юкагиры, чукчи, русскоустьинцы. Коренные малочисленные народы открыли свое тюсюлгэ на Ысыахе, сообщает ЯСИА. Ожидается участие гостей республики – представителей ненецкого народа. В церемонии открытия тюсюлгэ приняли участие более ста представителей коренных малочисленных народов из арктических районов Якутии и города Нерюнгри. Проведены представление народов, обрядовая встреча, церемония кормления огня и круговой танец.

Тюсюлгэ КМНС на Ысыахе Олонхо организуют с 2023 года. Тюсюлгэ в системе празднования Ысыаха (его суть описана в конце текста) – сакральный круг, специальное огороженное место для проведения ритуальных действий, посвященных божествам, в переводе с якутского – «место, куда спускаются боги». В современном языке это упрощенно можно назвать «площадкой, отведённой на общем празднике отдельным категориям участников». На тюсюлгэ КМНС будут проходить республиканские конкурсы фольклора, исполнителей эпоса и традиционной песни, а также мастеров народных промыслов и запевал кругового танца. Помимо этого, на площадке запланировано проведение выставок, фольклорно-обрядовых программ и показ спектакля «Небесный охотник Мани».



Представления народов на тюсюлгэ КМНС. Фото: Нарыйа Пахомова / ЯСИА. Источник: ysia.ru


GoArctic много пишет об Ысыахе, но оптимально кратко и ёмко о нём написано в аннотации Российского этнографического музея – насколько возможно кратко описать ритуальное действо с многовековой историей. Кстати, в «общенародном» земледельческом календаре, определяющем не национальные особенности, а точки годового крестьянского цикла, – Ысыах, связанный с «верхушкой лета», днём летнего равноденствия 21 июня, началом сенокоса, по сути идентичен старинным и возрождённым народным праздникам, о которых рассказал GoArctic – русской «Усть-Цилемской горке» и «Луду» коми-ижемцев.

«Ысыах (дословно – “окропить, обрызгать”) – главный праздник якутов (саха), издревле связанный с основным занятием народа – скотоводством и культом плодородия. Проводится в июне, перед началом сенокоса – очень важного периода в жизни северных скотоводов: в это время в Якутии пробуждается природа, появляется приплод скота, начинается доение кобылиц, наступает пора “молочного” изобилия. Поэтому праздник всегда связывали с возрождением и обновлением природы, с плодородием и началом нового хозяйственного календарного цикла, с наступлением “якутского нового года”.

Проводился Ысыах на специальном огороженном месте – тюсюлгэ, где устанавливали ритуальные сооружения – аар-багах, состоящие из нескольких коновязных столбов, соединенных между собой перекладиной. Вокруг коновязей располагались срезанные молодые берёзки, обвязанные верёвкой из конского волоса – оберега от злых духов. Около этого сооружения ставили кожаную бочку сирисит, наполненную кумысом, и резные деревянные кубки для кумыса – чороны. На восточной стороне тюсюлгэ размещали священную коновязь – сэргэ, к которой привязывали белого жеребца, олицетворяющего жертвоприношение восходящему солнцу и светлым божествам Айыы.

В прошлом праздник имел сакральное значение. Белый шаман, начинающий действо, с чороном в руках обращался с алгыс (благопожеланием) к светлым божествам Айыы, лил кумыс в огонь, окроплял кумысом растительность, скот, людей. При проведении праздника ритуал окропления является главным, что нашло отражение в названии. Продолжается праздник всеобщим питьем кумыса, угощением, играми и состязаниями: конскими скачками, национальной борьбой, прыжками трёх видов, перетягиванием палки и др. Одной из основной составляющей торжеств является круговой массовый танец осуохай с многоголосным пением-импровизацией.

В настоящее время Ысыах получил статус государственного праздника Республики Саха (Якутия). До 1941 года он традиционно праздновался в день летнего равноденствия, 22 июня, позднее стал отмечаться в разных улусах и в разное время».


Фоторепортаж об открытии тюсюлгэ КМНС на Ысыахе можно посмотреть в материале ЯСИА.


далее в рубрике