Сейчас в Архангельске

15:31
18+

Важные правила ямальского этикета: как нужно себя вести в стойбище, в гостях у кочевников

Ненка, блогер и общественница из Салехарда Некоча Окотэтто описала правила хорошего тона при общении с тундровиками-оленеводами

ЯНАО Оленеводы Гостеприимная Арктика Коренные народы Кочевники
Анна Щетинина
6 ноября, 2025, 13:02
Важные правила ямальского этикета: как нужно себя вести в стойбище, в гостях у кочевников

Жизнь кочевых ненцев. Фото: Александра Марчук / GeoPhoto


В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО – Ямале), в журнале «Ямальский меридиан» представлен «мини-курс по этикету общения с ненецкими кочевниками-тундровиками» – как себя вести, если вы оказались в тундре, перед вами – чумы и люди незнакомой культуры. Материал собран молодой ненкой, блогером и общественницей из Салехарда по имени Некоча Окотэтто, которая своей деятельностью развенчивает домыслы о жизни коренных народов Ямала, в частности, ненцев. Она – инициатор инфопроекта для детей «Помощница Неко», где рассказывает о быте и культуре ненцев, а в интервью делится тем, что молодежь на Ямале в основном гордится своей национальной идентичностью, любит ходить в национальной одежде, многие из них ведут традиционный образ жизни, публикуя фотографии с места кочевий, передают «Красный Север» и «КМНСоюз». Некоча Окотэтто отметила, что эти «правила хорошего кочевого тона» – из уст самих кочевников.



Жизнь кочевых ненцев. Фото: Александра Марчук / GeoPhoto


Первая рекомендация – если вы проезжаете мимо стойбища оленеводов и не планируете останавливаться – проезжайте подальше, иначе жители чумов воспримут игнорирование захода в гости как неуважение (и запомнят, а в Арктике лучше наживать друзей, а не врагов).

В каждом стойбище есть хозяин, и важно знать, в каком чуме он живет, обратившись именно в этот чум. Если чумов два, хозяин – в том, что справа, если больше трёх при чётном количестве – в середине справа, если три или больше трёх при нечётном количестве – просто в середине. Стучать нельзя (стучат только для изгнания духов из пустого чума) – стоит покашлять перед входом и подождать, пока к вам выйдут.

Оленеводы не начинают разговор с представления по именам – только обмениваются рукопожатием и начинают светскую беседу: «Откуда едете?» или «Впервые в наших краях?», В ответ на эти вопросы можно рассказать, как оказались в тундре и куда держите путь. После этого хозяева приглашают гостей на чай.



Жизнь кочевых ненцев. Фото: Александр Терехов / GeoPhoto


Чаепитие у оленеводов – это полноценный обед с мясом, рыбой и ягодами. Есть нужно начинать сразу, не дожидаясь никого. В чуме за столом сидят в верхней одежде (то, что мешает, можно снять и положить сзади себя). Знакомство происходит за столом, при этом вопросы задает хозяин, гость только поддерживает беседу. Во время беседы стоит избегать личных, политических и сакральных тем. А «чай пить» придётся в каждом чуме стойбища, не только в хозяйском.

Если гостям нужно переночевать в стойбище, за чаем можно спросить: «Примете нас на ночлег?» Во время ночёвки гостей разделят: старший – у хозяина, остальные – в других чумах. Перед сном везде тоже пьют чай. А если повезет, как пишет Некоча Окотэтто, – удастся и послушать песни-сказки на родном языке кочевников.

Про сакральное: обряды при прибытии гостей не проводятся, они – для особых случаев. Можно попросить провести, к примеру, обряд «окуривания», но это на усмотрение хозяина. Хозяйка чума обычно предупреждает о правилах стойбища – о местах, куда нельзя заходить, о предметах, которые нельзя трогать.



Жизнь кочевых ненцев. Фото: Ксения Никольская / GeoPhoto


Если, сидя в гостях за чаем, вы понимаете, что придется уйти раньше, чем планировали, – нужно сказать об этом хозяевам. В чуме не принято выходить из-за стола, пока он не прибран хозяйкой после трапезы, и просто встать и уйти нельзя – тогда обитатели чума будут считать, что вам что-то не понравилось. После предупреждения об уходе нужно дождаться, когда хозяин возьмётся за угол стола и начнёт благодарить за визит, – тогда можно выходить: это ненецкая примета. Ненцы верят, что, если так не сделать, гость заберет удачу.

Снаружи чума не стоит торопиться уезжать сразу: хозяин должен лично проводить гостей. Хорошим тоном считается, если гости делают ответный добрый жест хозяевам – к примеру, говорят: «Мы теперь с вами знакомы. Будете в наших краях, – заходите в гости». Можно обменяться номерами телефонов: в тундре человеческие связи – самое важное. После нужно поблагодарить за гостеприимство. Руки на прощание не пожимают.

У ненцев не принято отпускать гостей без подарка – рыбы, куска замороженного мяса, предмета декора или элемента одежды, шкурки животного и т. д. От подарков не принято отказываться – нужно брать. Но и гость должен быть заранее готов к посещению тундры и ко встречам с людьми, живущими там. «Ямальский меридиан» обещает в декабре подробно рассказать о лучших подарках для кочевников-оленеводов, анонсируя будущий рассказ тем, что самый хороший подарок кочевым семьям – это конфеты для детей. Их можно вручить хозяину сразу при знакомстве.

А самое лучшее время для приезда в тундру – весна: к этому времени хозяева стойбищ сделали все важные дела – наловили рыбу, заготовили мясо, – и могут уделить гостям много свободного времени.



Фото: Леонид Круглов / GeoPhoto




далее в рубрике