Сейчас в Архангельске

07:38 11 ˚С Погода
18+

17 сентября заканчивается выставка «Непарадный Ленинград» в Мурманском художественном музее

Можно успеть увидеть работы суровой и романтичной ленинградской пейзажной школы 1930-40-x годов

Выставка
Анна Щетинина
14 сентября, 2023, 21:48

17 сентября заканчивается выставка «Непарадный Ленинград» в Мурманском художественном музее

Николай Лапшин. «У Казанского собора». 1935 г. / Фото Сергея Ещенко. mvestnik.ru

Работы в экспозиции – из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Как писали организаторы, пейзажи мастеров ленинградской школы живописи дают возможность «побывать» и в узнаваемых, и в малоизвестных, и в ныне исчезнувших местах Ленинграда 1930—1940-х годов, ощутить гармоничное слияние архитектуры и природы, наблюдая состояние города в разные времена года, в разное время суток.

Отличительной особенностью живописи того времени было умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить изображение, создавая форму цветовыми массивами и контрастами.

В экспозицию выставки вошли работы Александра Ведерниковв, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина – всего 55 произведений, созданных 14 авторами, рассказал «Мурманский вестник».



Вячеслав Пакулин. «Ленинград. Утро». 1945 г. / Фото Сергея Ещенко. mvestnik.ru


Мнения профессионалов о «Непарадном Ленинграде»

Словосочетание «парадный Петербург» известно каждому, кто видел и узнает знаковые места северной столицы. Но город состоит не только из «открыточных видов» и «визитных карточек».

«Не каждое полотно станет загадкой», – говорила на открытии выставки  заведующая сектором международного и межрегионального сотрудничества Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Евсеева. – «Не узнать ту же стрелку Васильевского острова и здание Биржи крайне сложно. Но понять, с какого ракурса она запечатлена – вот это наверняка будет интересно многим. Хотя среди произведений есть и не очень говорящие. Например, двор-колодец, который изобразил Петр Львов».

«Есть в зале и несколько работ блокадного периода», – продолжила Юлия Евсеева. – «Но понять, что перед нами осажденный и голодающий город, практически нереально, – только некоторые детали выдают это. Вот, к примеру, «Невский проспект. Напротив Казанского собора» Вячеслава Пакулина. Вроде бы дома как дома, общее настроение обычное, мирное. Но на одном из зданий видны темные полосы – это следы арт-обстрела. В блокаду многие художники оставались в городе. К сожалению, не все они смогли пережить этот страшный период. Так, Николай Лапшин скончался в 1942 году. Тогда же умер и Алексей Почтенный. Николай Емельянов, чьи пейзажи пригородов Северной столицы мы видим, покинул этот мир еще раньше, в 1938-м, – его репрессировали и расстреляли».



mvestnik.ru


Известный мурманский мастер, заслуженный художник РФ Виталий Бубенцов высказал свое мнение: «Картины, созданные авторами ленинградской школы, всегда отличались от, скажем, представителей московской школы. Для их почерка характерны сдержанность, лаконичность, скрытая философия. Это объясняется традициями, которые влияют, и довольно сильно: фресковая, иконная живопись в находящихся поблизости Новгороде и Пскове не такая, как в Москве. Отсюда все и пошло. Ленинградцы скупыми, лаконичными средствами достигают многого, они отличаются тонким вкусом».

Представитель музея истории Санкт-Петербурга соглашается с Виталием Бубенцовым: «Русские художники начала ХХ века вдохновлялись творчеством французских коллег: московская школа  Сезанном, а ленинградцев восхищал Марке, они даже назывались «русскими маркистами». Он использовал приглушенные тона, необычное сочетание формы и цвета, в котором больше передано ощущение от места, вида, нежели зависимость от времени года, суток».



Виктор Прошкин. «Набережная Мойки». 1947 г. Фото Сергея Ещенко. mvestnik.ru


Искусствоведческое экспозиционное «хулиганство»

Несмотря на серьезность экспозиции и ее содержание, музейщики не удержались от небольшого, как они говорят, хулиганства. Так, картина Николая Емельянова «Большая Нева от Эрмитажного театра» размещена рядом с «Видом из окна Эрмитажа» Алексея Почтенного. Это один и тот же вид на стрелку Васильевского острова с Дворцовой набережной. Только у Почтенного прописаны четкие линии, течение воды в правильном направлении и все узнаваемо: даже если вы никогда не были в Петербурге, наверняка видели на открытках Ростральные колонны и здание Биржи. А в картине Емельянова царит легкий хаос, перспектива искажена. И если неискушенному зрителю не сказать, что вид ровно тот же самый, он может и не заметить.

Еще одно хулиганство подстерегает посетителей в той части зала, где выставлены картины, относящиеся к соцреализму.

«1930-40-е – это период перехода от яркого смелого авангарда к немного политически окрашенному соцреализму. Авторы ленинградской школы стремились отойти от этого, их основной идеей было сделать что-то красивое, но тем не менее легкие черты нового направления присутствуют», – отметила Юлия Евсеева. – «Мы видим «Памятник Сергею Мироновичу Кирову» Анатолия Прошкина. Он рукой указывает на то, что было нового построено в городе в те годы: «Дом политкаторжан», «Фабрику-кухню» и «Асфальтирование набережной лейтенанта Шмидта» – эти работы Владимира Гринберга расположены рядом».

Выставка работает в Культурно-выставочном центре Русского музея до 17 сентября 2023 года.



Владимир Гринберг. «Ленинград. Зима». 1932 г. Фото Сергея Ещенко. mvestnik.ru





 

далее в рубрике