В Якутии открыта юбилейная выставка первого профессионального юкагирского художника Николая Курилова
Национальный художественный музей Республики Саха представляет экспозицию «Мысли… Простым способом» – к 75-летию автора
Николай Курилов, Бумага, аппликация. Из собрания Национального художественного музея Якутии
Выставка юкагирского художника-графика, заслуженного деятеля искусств РС (Я), народного художника Якутии Николая Курилова «Мысли… Простым способом», которая будет работать с 4 октября по 24 ноября 2024 года в Национальном художественном музее Республики Саха – знаковые событие и потому, что он как представитель юкагирского народа стал первым профессионалом в изобразительном искусстве, и потому, что экспозиция демонстрирует результаты многолетней работы автора, открывая его художественный мир для более широкой аудитории. Его дар способен превратить белизну листа в снежные просторы, где оживают горы, пурга, северный человек и олени. Николай Курилов не только художник, но и самобытный писатель. А его брат Гаврил Николаевич – создатель юкагирской письменности и издатель первых учебников. Как рассказывал художник в интервью порталу «КМНСоюз», до этого все писали на юкагирском языке, используя русский алфавит и ориентируясь на произношение: «Брат долго изучал, как пишут юкагиры, и создал грамматику языка. Юкагирская письменность построена на кириллице, те звуки, которые отсутствуют в русском языке, добавлены с якутского. Поэтому, когда появилась письменность, учебники, людям не потребовалось как-то специально переучиваться. Если знаешь русский и якутский, то писать легко». Николай Курилов, кроме того – автор программ на юкагирском языке в ГТРК «Саха», член Союза журналистов России и Союза писателей.
Николай Курилов. Работа из собрания НХМ РС(Я)
В масштабной экспозиции Николая Курилова-художника будут представлены и новые произведения – акварели, аппликации, работы в смешанной технике, и живописные полотна 80-х годов – «Морошка», «У берегов Олеры», «Под ледяным облаком» (1986), «Комары» (1987).
«Николай Николаевич Курилов не просто художник, но и носитель уникальной культурной идентичности, основа которой – народное искусство юкагиров. Графические листы, созданные мастером, становятся своеобразным культурным мостом, соединяющим разные поколения и этносы, позволяя исследовать и сохранять традиции коренных народов Севера», - говорится в сообщении музея.
Николай Курилов, «Поздняя осень», 1985. Бумага, аппликация. Собрание НХМ РС(Я)
Николай Курилов – представитель знаменитой «курильской» плеяды, прославившей юкагирский народ. Для художника тема тундры поистине неисчерпаема. Он родился на севере Якутии в семье оленевода и охотника. В юности уехал из дома и поступил в Красноярское художественное училище. Там, вдалеке от родных мест, художник впервые обратился к пейзажам Крайнего Севера. Как писал сам Николай Курилов, он это делал «от тоски по дому, по тундре».
Жизнь в условиях полярного круга представляет собой огромный вызов для любого человека. Любое название коренного народа Арктики само по себе рождает уважение у остальных: именно они смогли выжить в таких суровых условиях и существовать до сих пор. Одним из таких коренных народов являются юкагиры, численность которых по итогам переписи 2021 года составляет 1802 человека. Сохранившиеся легенды гласят, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом, могли сравниться с количеством звезд, мерцающих в темноте полярной ночи. У них было так много очагов, а огни их стойбищ были настолько яркими, что отражались в небе северным сиянием - «дьүкээбил уоттара».
Николай Курилов направляет все свое творчество на сохранение родной юкагирской культуры.
Николай Курилов, «Моя родина – тундра», 2003. Бумага, шариковая ручка. Собрание НХМ РС(Я)
Цитаты из интервью художника 2022 года:
«У меня сохранилось яркое воспоминание из детства. Когда я учился в третьем классе, ко мне подошел председатель сельского совета, он спросил меня на якутском: “Кто ты по национальности?» Я сказал: “Одул”. То есть “юкагир” – это наше самоназвание. Так этот председатель сжал кулак и стал мне костяшками пальцев стучать по голове и приговаривать: “Дурак, такого народа нет”. Я шел домой, мне было очень горько от этой ситуации, от того, что взрослый уважаемый человек позволил такое поведение в отношении меня, ребенка, но в то же время я удивлялся: “Как так, я с другими разговариваю на юкагирском, и вдруг этого народа нет”. Примечательно, что этот председатель ведь тоже говорил на юкагирском…».
«Я родился в селе Андрюшкино Олеринского наслега. Это северо-восток Якутии, Колымская низменность. Или в простонародье Колыма. У нас в селе юкагиров было много. Очень много. Поэтому юкагирский язык был у нас языком общения, на нем говорили не только юкагиры, но и русские, якуты, эвены. Мы говорили на юкагирском на улицах, в магазинах и дома звучала только юкагирская речь. Потом в какой-то момент юкагирский стал вытесняться вначале якутским языком, потом – русским».
Николай Курилов, «После охоты на диких оленей», 2008, Бумага, аппликация. Собрание НХМ РС(Я)
«В нашей семье деды были шаманами. И отец тоже был шаманом. Но самих обрядов я не застал. Когда советская власть стала давить на религиозные устои, отец спрятал все шаманские вещи. Что-то отдал матери, что-то сам куда-то унес. В общем, он сам прекратил этим заниматься и закрыл нам с братьями путь к шаманству. Но, знаете, то, что я стал писателем и художником, а мои братья связали свою жизнь с языкознанием и литературой, я считаю, не просто так. Да, для нас закрыли шаманство, но эта энергия проложила себе дорогу через творчество. Шаманы у юкагиров много говорят, поют, в общем, работают со словом. Мы тоже, получается, говорим, работаем со словом, единственное, в бубен не бьем».
Николай Курилов, «У подножия горы Албай», 2002. Бумага, шариковая ручка. Собрание НХМ РС(Я)
«Мне всегда очень нравилось рисовать. В школе мои работы всегда отмечали. У меня с детства очень плохой слух, поэтому так сложилось, что я даже два раза оставался в школе на второй год, не усваивал программу. Но на рисовании все было по-другому. Сложности, конечно, тоже были. Главная проблема – полное отсутствие материалов. Помню, что я даже в какой-то период приноровился рисовать палками на снегу. Благо снег у нас лежит долго. Не было бумаги, карандашей. У нас в селе много карандашей имелось только у чиновников, я как-то видел в их кабинетах в сельсовете. Я тогда им завидовал, думал, «какие счастливые люди, могут рисовать, сколько им захочется». Меня восхищали даже конфетные фантики. Я тогда понятия не имел о методах печати, думал, что все эти фантики вживую человек рисует. Поражался, думал, какая же тонкая работа».
«После школы я поступил в Красноярское художественное училище, потом вернулся в родной район, немного поработал оленеводом, потом в школу устроился, затем стал художником-оформителем. Ну а для себя выбрал в качестве основной техники аппликацию. Со временем аппликация стала моим фирменным стилем».
Николай Курилов, «Лунная ночь», 1987. Бумага, аппликация. Собрание НХМ РС(Я)
В экспозиции выставки – 110 работ, 70 из них – новые. Рассмотреть работы можно в репортаже, сделанном ЯСИА на открытии.
Курилов Николай Николаевич – художник и писатель, заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза художников России с 1982 г., член Союза писателей России с 1988 г. Родился 11 июня 1949 года в местности Малое Улуро, Нижнеколымского улуса в семье оленевода и охотника. Начал печататься как журналист и публицист с 1975 года, автор более 10 книг на русском, юкагирском и якутском языках. С 1975 года участвует в художественных выставках. В 1975 г. окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова, где учился у О.Ю. Яхнина. Как художник работает в технике аппликации, литографии, офорта, акварели, рисует пером и тушью, а также пишет маслом живописные произведения.