Сейчас в Архангельске

05:20 11 ˚С Погода
18+

Арктическое путешествие Коровина и Серова в отечественной филателии – часть первая

Ровно 130 лет назад, в августе 1894 года, двое выдающихся русских художников отправились в необычный северный круиз

Филателия Искусство Художник Коровин в Арктике Художник Серов в Арктике
Аркадий Романов
13 августа, 2024, 12:24

Арктическое путешествие Коровина и Серова в отечественной филателии – часть первая

Блок Почты России 2015 года, посвящённый 150-летию со дня рождения художника В.А. Серова, с гашением «Первого дня». На конверте – репродукция его этюда «Белое море», написанного во время путешествия в Арктику в 1894 году. Фото из архива автора


Первыми из русских художников, открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север, были тогда ещё сравнительно молодые талантливые живописцы Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) и Валентин Александрович Серов (1865–1911), ставшие впоследствии знаменитыми.  Эта поездка стала для них полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Об этом написано достаточно много, но я попытаюсь рассказать о первом и последующих арктических круизах двух друзей-художников сквозь призму филателии – с помощью отечественных почтовых марок, конвертов, открыток, специальных гашений... Но обо всём по порядку.


Художники познакомились благодаря Савве Мамонтову

Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Их дружба оборвалась из-за смерти первого в день рождения второго – 5 декабря 1911 года. А изначально их свела профессиональная любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в усадьбе известного железнодорожного промышленника, мецената, покровительствовавшего многим деятелям русской культуры, основателя первой в России частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918) в Абрамцеве. Коровину было 23, а Серову – 19. Казалось бы, встретились обратно пропорциональные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Но более неразлучных потом друзей трудно представить.



Конверт с оригинальной маркой Почты России 2008 года, посвящённый меценату С.И. Мамонтову


Надо напомнить, что Абрамцево (сейчас там музей-заповедник) расположено в 60 км от Москвы, недалеко от Сергиева Посада, в живописных окрестностях реки Вора. В 1870 году имение, ранее принадлежавшее известному писателю и критику Сергею Тимофеевичу Аксакову, приобрел Савва Мамонтов. В основном в летне-осенний период в усадьбе подолгу жили и создавали свои произведения выдающиеся русские художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также музыканты, актёры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок, в котором были заложены основы национального, неорусского направления стиля модерн.



На марках Почты России 2016 года изображены портреты С.Т. Аксакова и С.И. Мамонтова, на полях почтового блока – главный усадебный дом музея-заповедника «Абрамцево»


Здесь, в Абрамцеве, где Валентин Серов гостил регулярно, он в августе-октябре 1887 года написал знаменитый портрет дочери мецената Веры Мамонтовой – «Девочка с персиками». 



Конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвящённый В.А. Серову


Валентин обратил внимание на живую, жизнерадостную 11-летнюю дочку Саввы Ивановича, когда та вбежала в дом с персиками и села за стол. Персики выращивались в оранжерее усадьбы. 22-летний Серов был тронут увиденным и предложил девочке позировать. Художник работал над картиной в течение двух месяцев и подарил написанное полотно жене Саввы Мамонтова, матери Верочки – Елизавете Григорьевне, кстати, одной из основательниц Абрамцевского художественного кружка. Сейчас картина – в собрании Третьяковской галереи.



Марка Почты России 2006 года с репродукцией картины В.А. Серова «Девочка с персиками» в серии, посвящённой 150-летию Третьяковской галереи 


А в другой подмосковной усадьбе Жуковка художника Василия Дмитриевича Поленова (ныне территория города Королев, что в нескольких десятках километров от Абрамцева) почти в это же время, в 1888 году, художник Константин Коровин пишет известную картину «За чайным столом». Кстати, Е.Г. Мамонтова с дочерями Верочкой и Шурочкой, как и Валентин Серов, тоже часто бывали в Жуковке и, наверняка, общались. Как тесен мир!



Конверт Почты России 2015 года с репродукцией картины К.А. Коровина «За чайным столом»


Настоящая крепкая мужская дружба между Валентином Серовым и Константином Коровиным завязалась спустя пять лет после первого знакомства у Мамонтова. В 1889 году Коровин получил заказ на большую картину «Хождение Христа по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме. Он пригласил Серова выполнить работу вместе:

«Серов писал Христа, я – озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила».

Вернувшись из Костромы в Москву, Серов переехал в мастерскую Коровина. Именно там появился знаменитый портрет Константина Алексеевича. Серов даже написал его в «коровинской» манере – размашистыми, фактурными мазками, более темпераментно, чем обычно. Под влиянием Серова Коровин использовал серо-жемчужный цвет на полотнах, особенно проявившийся в картинах времен их поездки на север. С тех пор Савва Мамонтов называл их то «Серовин», то «Коров». 



Блок Почты России 2011 года, посвящённый 150-летию со дня рождения К.А. Коровина, с репродукцией его портрета работы В.А. Серова 1889 года 


Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцеве. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892 г.


Первыми по арктическому маршруту отправились Мамонтов и Витте

В 1894 году Савва Иванович Мамонтов подал министру финансов (ранее – министр путей сообщения, а в 1903–1906 гг. – председатель Совета министров) Сергею Юльевичу Витте (1849–1915) докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал для их освоения провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Мамонтов брался построить ее за три с половиной года. 



Конверт Почты России 1999 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвящёнными 150-летию со дня рождения С.Ю. Витте


Министр финансов, прежде чем дать окончательный ответ, решил воочию познакомиться с этим краем, предложив С.И. Мамонтову вместе с ним в составе специальной комиссии совершить поездку по Северу. Тем более, что в задачу правительства входило отыскание на Мурманском побережье незамерзающей гавани для размещения там русского военного флота.

«Министерское» путешествие началось в июне 1894 года и продолжалось чуть более трех недель. Сначала участники экспедиции плыли по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а затем оттуда на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда поездом вернулись в Петербург. Витте был доволен. 

Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском и мурманском Севере, и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович решил отправить за свой счет в вояж по Арктике друзей-художников – В.А. Серова и К.А. Коровина, недавно вернувшегося из Франции, где он прожил около полутора лет. Кстати, Мамонтов и раньше всячески поощрял и финансировал поездки Коровина. Например, в Италию, по Кавказу. Савва Иванович писал во время своего путешествия по Северу жене, что Коровин «плакал бы от восторга, смотря на эти светлые чудные тона, на этих берендеев. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть...».

В мае 1894 года император Александр III дал согласие на строительство железнодорожной узкоколейной линии в один путь от Вологды до Архангельска по кратчайшему направлению, а в июне государь подписал необходимые документы. Уже в июле того же года начались изыскания и прокладка трассы будущей дороги. Получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой, как известно, удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник Мамонтов намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоявшей в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. 



Односторонняя почтовая карточка 2018 года, посвящённая 150-летию Северной железной дороги и основателю одного из её участков – С.И. Мамонтову


«Мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку, – писал Мамонтов Коровину. – Вот что: в Нижнем [Новгороде] будет Всероссийская выставка, мы решили сделать проект павильона ῝Крайний Север῝, и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов хочет поехать с вами. Покуда Архангельская дорога еще строится, поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе ῝Ломоносов῝ по Ледовитому океану». Мамонтов почему-то часто звал Серова Антоном. 


От Ярославля до Архангельска

«Ну, Константин, сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем», – сказал Валентин Серов Константину Коровину перед поездкой на Север в 1894 году.

Сборы, как всегда, были короткими.

«На полу – раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмешь ружье – начинается охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас...» – вспоминал впоследствии Константин Коровин. 

Спустя десятилетия, уже в 30-х годах прошлого века, находясь в парижской эмиграции, живописец написал интересные мемуары о своем пребывании на Севере.

Итак, в начале августе 1894 года Коровин и Серов с научно-исследовательской экспедицией отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Художники выехали из Ярославля через Вологду в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, потом двигались по Сухоне и Северной Двине.

«От Вологды до Архангельска ведут железную дорогу. Прямо, широкой полосой прорублены леса. Уже проложены неровно рельсы. По ним ходит небольшой паровоз с одним вагоном. Называется это – времянка. Кое-где построены бараки для рабочих, сторожки для стрелочников. Новые и чистые домики. Проехали до конца поруби и остановились в одной сторожке. Там чисто, пахнет свежей сосной и есть большая печь, а кругом бесконечные могучие леса. Там никаких дорог нет…», – писал Коровин.

Несколько дней они провели с путейцами и познали всю «прелесть» работы в полевых условиях. Писали этюды и совершали небольшие поездки на дрезине с инженерами-путейцами. 

«Серов и я увидели, что днём писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров и слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. Намазались гвоздичным маслом – ничуть не помогало. Мошкара тёмными облаками гонялась не только за нами, но и за паровозиком времянки», – вспоминал Коровин. 

А однажды художники увидели на просеке огромного медведя… В конце концов друзья заблудились: искали в лесу птицу, которая чудесно пела, шли на голос и заплутали. Вышли и добрели до сторожки путейцев только на звук проходящего паровозика.



К. Коровин. Пейзаж с избами. 1894


По пути в Архангельск живописцы посетили на Северной Двине глухое село Шалукта и остались им очарованы. 

«Деревянная высокая церковь, замечательная, – писал Коровин. – Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она – видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!».



К. Коровин. Поморы. 1894


По Сухоне и Северной Двине Коровин с Серовым добрались до Архангельска. Впервые попав в такой древний северный город, художники полностью погрузились в его жизнь. Паруса, баркасы, большие и малые суда, причалы с грузами, скрип лебедок под тяжестью поднимаемых грузов и шум работающих машин, запах рыбы и пиленой древесины. Все это было необычно для приезжего с юга человека, а для художника – тем более. Под впечатлением увиденного Константин Коровин написал несколько этюдов, среди которых «Рыбная пристань в Архангельске», «Архангельский порт» (оба – 1894). В них художник проявляет врожденный колористический дар, применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города.



К. Коровин. Архангельский порт на Двине. 1894. Тульский областной художественный музей


Коровину и Серову нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.  Лишенная внешнего блеска, она располагала к особенно углубленному восприятию и помогла им вновь утвердить и развить лучшие черты своей творческой индивидуальности. Они открывали в ней бесконечное разнообразие мотивов, улавливали движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Иногда это давалось с трудом. Было холодно, мерзли руки, иногда даже застывали краски. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения.

«…на Севере свет все вбок светит – мокрый свет. Писать надо было быстро, ведь освещение могло поменяться в любой момент. Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного, прозрачного, очень влажного воздуха, а серебристо-серая гамма позволяла акцентировать внимание на ярких цветовых пятнах», – так вспоминал Валентин Серов трудности работы на северной натуре. Но «серебристый» и «серый» художник начался именно здесь, на Русском Севере.


Продолжение следует


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике