Авторский фотовзгляд на жизнь в Заполярье в девятый раз представили на ежегодной выставке «ТаймырФотоГода» в Норильске
Открытие экспозиции по традиции состоялось в День фотографа в главном здании Музея Норильска

Мария Эспок. Из серии «Куда я смотрю». Источник: norilskmuseum.ru
Выставка «ТаймырФотоГода»-2025 открылась 12 июля, в День фотографа, в Норильске Красноярского края. Для таймырских фотографов участие в выставке – возможность показать своё творчество в хорошем месте и достойной компании: организаторы принципиально избегают разделения творчества на первые-вторые-третьи места, но каждый год участники проходят через серъёзный отбор, рассказывают в пресс-службе Музея Норильска. Проект «ТаймырФотоГода» Музей Норильска реализует в партнёрстве с фотоклубом «Таймыр».
Среди критериев отбора на «ТаймырФотоГода», по словам организаторов, главный – это авторский взгляд на место, людей и события. Каждая отобранная на выставку фотосерия – продуманная история со своей концепцией и сценарием, то есть – художественное высказывание через фотографию.
Фрагмент экспозиции. Источник: norilskmuseum.ru
В этом году на рассмотрение экспертов поступило 59 фотосерий от 41 автора. Высокие оценки выставкома в итоге получили 10 авторов: Арсений Арлюков, Сергей Даданов, Лидия Драчук, Максим Зверев, Никита Красовский, Евгений Стренадко, Ирина Ульянова, Александр Харитонов, Николай Щипко и Мария Эспок. Их работы вошли в итоговую экспозицию, открытую в пространстве музея: представить своё искусство широкой публике в музейных залах и есть главное признание и награда конкурсного отбора.
На выставке финалистов можно увидеть театральное закулисье и эффектные моменты хоккейных матчей, крещенские купания и демонтаж памятника Ленину, кадры из турпоходов и документально-художественные стрит-композиции.
Одной из самых концептуальных серий стала фотоистория Марии Эспок «Куда я смотрю». Фотограф показала, что Норильск – это нечто большее, чем просто город или просто зима, пространство и снег, и обозначила свою позицию в творчестве: «Компиляция в фотографии может иметь абсолютно любое выражение. Главное – снимайте, и неважно, кто что думает».
Мария Эспок. Серия «Куда я смотрю». Источник: norilskmuseum.ru
Другой финалист отбора и участник выставки, норильский фотограф Николай Щипко, предложил черно-белый цикл летописи городской жизни. Николай Щипко снимает на плёнку, считая, что она способна лучше передавать в кадре объем и свет.
Черно-белая фотосерия Николая Щипко. Источник: norilskmuseum.ru
В этом году среди дебютантов – Арсений Арлюков, продолжающий дело отца, норильского фотографа Алексея Арлюкова. Название его фотосерии – «Они открывают Таймыр» – можно считать эпиграфом ко всей выставке.
Арсений Арлюков. Из серии «Они открывают Таймыр». Источник: norilskmuseum.ru
Организаторы отметили, что «ТаймырФотоГода» – проект про место, он не только для местных фотографов, и призывают снимать, не сдерживая себя: поймать в кадр Арктику, показать жизнь в Заполярье через запечатлённые мгновения могут не только жители этой территории, но и ее гости. Опытные фотографы рассматривают «ТаймырФотоГода» как способ держать себя в тонусе – находиться в фотосообществе и учиться друг у друга.
А для персональных выставочных проектов норильских авторов Музей Норильска готовит новое городское неформальное выставочное пространство – Полярную PolArt-галерею.
Фрагмент экспозиции. Источник: norilskmuseum.ru