Белый июнь: фестиваль новой культуры в Архангельске. Часть первая
Уже после второго «Белого июня» Архангельскую область признали самым читающим регионом России
Фото автора и Анны Беляниной
С 23 июня по 2 июля в Архангельске в четвертый раз прошел фестиваль новой культуры «Белый июнь». Среди гостей фестиваля была литературный критик, книжный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина, которая поделилась с GoArctic своими впечатлениями.
Где Греция, а где Архангельск…
Много лет назад мы с мужем и маленькой дочкой отдыхали в Греции в конце сезона. Колоритный грек-бармен, неплохо говоривший по-русски, считал дни до закрытия отеля: «Я закрою бар – и поеду в Архангелоск! Там у меня будет такая любовь! Вы были в Архангелоске?». Я к тому моменту в столице Поморья ни разу не была, но его неподдельная страсть и восхищение заражали. Так что когда в 2020 году в Архангельске впервые устроили книжный фестиваль «Белый июнь» и позвали меня участвовать, я согласилась не раздумывая. «Летом поеду в Архангельск!» – объявила я мужу. «И у тебя там будет такая любовь?», – мгновенно откликнулся он.
Да, любовь. Причем такой силы, что приезжаю на фестиваль уже четвертый раз. Из регионального книжно-музыкального праздника «Белый июнь» за это время превратился в мультиформатный фестиваль новой культуры и стал событием федерального масштаба. В программе больше тысячи участников и больше пятисот мероприятий, и это не просто пункты «для галочки», а встречи и дискуссии, на которые спешишь, расстраиваясь, что невозможно оказаться одновременно в нескольких шатрах. Ну правда, когда в одном шатре шамаханская царица молодой женской прозы Екатерина Манойло рассказывает о романе «Отец смотрит на Запад» и описывает взросление девочки в современном Казахстане (волосы шевелятся, если честно, кажется, что все кражи невесты и женские имена типа Улболсын – «да будет сын» – остались в мифах и легендах, но нет), в другом писатель Рагим Джафаров рассказывает про проклятие книги «Сато», а в третьем признанные и маститые Алексей Варламов и Владислав Отрошенко советуют, как добиться успеха в литературе, хочется заиметь парочку клонов и попасть всюду одновременно. (Варианты, кстати, есть – заботливые организаторы, наученные опытом пандемии, ведут трансляции всех встреч и выкладывают в группе фестиваля ВКонтакте).
«Прошлогодняя статистика – 19 000 посетителей в первый уикенд и 17 000 во второй – забыта за ненадобностью, – делится со мной программный директор фестиваля Михаил Фаустов – человек, который своими руками собирает половину региональных книжных фестивалей в нашей стране. – В этом году счетчики на всех площадках фестиваля за 9 дней щёлкнули сто семь тысяч раз. Напомню, население Архангельска – 298 тысяч человек. На «книжных» выходных цифра весьма впечатляющая – 43 300 человек. Содержательно «Белый Июнь» тоже вырос. На лекциях Алексея Семихатова и Петра Земскова про квантовую механику и математику – аншлаги. На выступление спортивного историка Стаса Гридасова приходят активные растатуированные фанаты хоккея с мячом. На книжный фестиваль! Где вы такое видели вообще? А как описать словами разлетающийся по Петровскому парку рык Амарсаны Улзытуева? Конечно, книжная часть фестиваля остается и останется главной, но я уверен, что будет развиваться и другие».
Главред «Прочтения» Полина Бояркина, писательницы Ольга Птицева и Ася Володина, программный директор фестиваля Михаил Фаустов и Наталья Ломыкина
Программа фестиваля: от книг до нейросетей
В программе «Белого июня» уже восемь направлений. Кроме базового – «Белый июнь. Книги» – появились «Кино», «Музыка», «Арт», «Игра», «Еда» и «Цифра» с программой уровня Сколково и разговорами о нейросетях, IT-технологиях и будущем. Параллельно со взрослой книжной программой в этом году запустили «Белый Июнь. Дети» – практически еще один фестиваль для детей и подростков.
«"Белый Июнь" на глазах превращается во что-то настолько огромное, что даже страшно становится, – говорит Фаустов. – Я в нем в основном отвечаю за книжки, но вижу, что и другие направления развиваются и появляются. Очень ярко стартовал "Белый Июнь. Цифра", чувствуется запрос на контент, связанный с современными технологиями. Хотелось бы, чтобы по-новому заиграл фестиваль "Белый Июнь. Арт". Например, ярмарку мастеров я бы выделил в отдельное направление, скажем, "Белый Июнь. Руки"».
«"Игра" и "Еда" – это безусловные лидеры второго фестивального уикенда, – продолжает Миша (ну еще бы, «еда поморская и заморская» – это веская причина возвращать в Архангельск, тут просто очень вкусно!). – Ну а "Музыка" есть музыка. В Архангельске музыку любят не меньше, чем книги. Кто знает, может быть в перспективе появится "Белый Июнь. Театр", а еще клево было бы сделать "Белый Июнь. Спорт", я уверен, что болельщики "Водника" да и другие увлеченные спортом архангелогородцы поддержат.
Выступление симфонического оркестра на открытии фестиваля
Первые выходные "Белого июня" – это традиционно "Книги", в этом году к ним очень органично добавились "Дети" – со своей отдельной книжной ярмаркой, с театральными представлениями, с кучей всего интересного и для самых маленьких, и для старшеклассников, и для мам с папами. Анастасия Скорондаева, куратор детского направления, проделала колоссальную работу совместно с Областной детской библиотекой им. Гайдара, получилось очень круто и весело, а вчера Настя убила меня новостью, что у нее в голове уже сложилась программа "Белый июнь. Дети – 2024"».
У солнечной, обаятельной Насти колоссальный опыт – она много лет руководит пресс-службой главного столичного фестиваля «Красная Площадь», курирует всероссийский литературный конкурс для старшеклассников «Класс!» и, кажется, может собрать программу любого книжного проекта. Она очень хотела, чтобы на «Белом июне», во-первых, появилась программа для детей, а во-вторых, чтобы поэты и писатели уровня Анастасии Строкиной, Артура Гиваргизова, Анастасии Орловой выступали не в детской песочнице где-то по утрам, а на основной площадке вместе с программой взрослой.
«Детская программа может быть разной – и развлекательной, и познавательной, и игровой, – говорит Настя Скорондаева. – Мне хотелось, чтобы ее стержнем была литература, потому что хороший текст – основа всего. Так сложилось, что в книжном мире так называемые детские писатели существуют отдельно от взрослых. И это категорически неправильно. На "Белом июне" в этом году все сложилось: два направления "Книги" и "Дети" проходили в одно время, и писатели наконец-то не просто встретились, а стали принимать участие в дискуссиях вместе, вне зависимости от того, для какой аудитории они пишут. Фестивали должны объединять не только гостей, которые приходят на встречи, но и участников. Скажу без ложной скромности, у нас получилось. "Ого! Это что тот самый математик из тик тока?", "Аааа! Это мои любимые песни!", "Идём скорее, там спектакль по тому крутому писателю, как его... Гиваргизов!" "Божечки, мне нужна эта книжка, а лучше две..." – слышать это все ужасно приятно.
Детские книжки разлетались, как мороженое в жару. Некоторые покупатели даже расстроились, что не все детские издательства смогли приехать. Это показатель того, что детская программа нужна горожанам. Аншлаги были и на выступлении кукольного театра "Таратумб", и на "Класс-концерте" московского театра "РэПэТэ", полный зал подпевал и местным юным звездочкам – Образцовому детскому музыкальному театру "Страна Чудес". А математик и блогер Петр Земсков и вовсе затмил всех остальных. Чего не хватило? Показов мультфильмов и кинофильмов, а также какого-то яркого события для скептически настроенных подростков. Будем работать в этом направлении».
Белые ночи в Архангельске и Северодвинске
Фестиваль длится две недели, и все равно чувствуется, что ему тесно в собственных временных рамках, даром что белые ночи позволяют не расходиться до утра. Открытие было назначено на 23 июня, но «Белый июнь» по сути начался накануне книжным праздником в Северодвинске. И пока лауреат «Большой книги» писатель Михаил Елизаров встречался с архангелогородцами в клубе «Колесо» в своей второй ипостаси – певца и музыканта, мы с дагестанским писателем Исламом Ханипаевым (финалистом премий «Лицей», «Ясная Поляна» и «Большая книга») поехали на встречу с читателями в Северодвинск. «Наша поездка хоть и была запланирована в программе "Белого июня", но скорее выглядела как бандитская литературная вылазка, – смеялся потом Ханипаев. – Мы попали на Белое, прекрасно погуляли по набережной, а завершили вылазку встречей с читателями в современной бурлящей креативом библиотеке». Встреча с автором повести про школьника «Типа я», дагестанского нуарного детектива «Холодные глаза» и махачкалинской истории в духе Бакмана «Большая суета» действительно была назначена в библиотеке под названием «Книжная Гавань».
Писатель Ислам Ханипаев танцует лезгинку на Белом море
Я видела немало современных библиотек, но такого живого, уютного и просто пропитанного любовью к книгам и читателям (!) пространства больше нигде не видела. Это то самое место, где хочется немедленно бросить якорь. Здесь не только море книг, в том числе новинок, и уютная зона с призывом «будь на волне – читай», но и арт-причал с мастер-классами, и акватория чтения, удивительно свободный остров детства, где все можно брать и трогать, и никто не будет ходить за тобой надсмотрщиком, музыкальная каюта, где можно уютно устроиться в гамаке и слушать пластинки, от музыкальных сказок до джаза и мюзиклов, студия для записи подкастов, инфопорт с цифровыми книгами, чтобы спокойно читать за чашкой кофе.
Но, главное, как и везде, разумеется, люди! Директор библиотеки, которая встречает нас как влюбленная в книги читательница, а не как чиновник. Библиотекарь, которая водит нас и всех желающих по залам, с любовью рассказывая, что у них этой весной был наплыв «колготочников» – маленьких читателей детсадовского возраста, которые разуваются, чтобы было удобнее сидеть на мягких подоконниках или бегать по острову детства, а потом ищут свои туфельки-ботиночки по всем залам.
Но и взрослые читатели там увлеченные и страстные – Ислама Ханипаева завалили вопросами, и получился такой яркий и увлеченный диалог, что мы бы провели в «Книжной гавани» еще часа два, если бы за нами не приехала машина.
«Библиотека удивила и обрадовала, – рассказывал потом Ислам Ханипаев редактору своего издательства. – Особенно горящие глаза сотрудников, кайфующих от того, какую классную штуку они создают. Всегда радуешься, когда в таких небольших городах находишь место, будто несогласное с внешними обстоятельствами. Оно просто хочет быть интересным, креативным, живым и, надеюсь, жители эту жизнь будут поддерживать в нём вечно».
Продолжение следует.
***
Наталья Ломыкина, специально для GoArctic