Бой вирусным инфекциям: на помощь идут водоросли
По мнению представителей научного сообщества, водоросли – источник лекарств будущего от многих опасных заболеваний
Бурые водоросли (Phaeophyceae). Фото: Мурманский морской биологический институт РАН
Согласно распространенному мнению, по своему природному разнообразию Арктика уступает территориям с благоприятными климатическими условиями. Но на деле этот северный участок Земли обладает богатейшим потенциалом, включающим в себя в том числе лесные и морские биологические ресурсы.
Взять, к примеру, водоросли. Низшие растения, произрастающие на дне водоемов, с древних времен привлекали внимание человека. Уже много лет из этого природного сырья производят продукты питания, удобрения и биопрепараты. Их изучение не останавливается: в свете распространения новых вирусных инфекций ученые возлагают на морские водоросли особые надежды. По мнению представителей научного сообщества, водоросли – источник лекарств будущего от многих опасных заболеваний.
Знакомьтесь – Phaeophyceae!
Бурые водоросли (Phaeophyceae), о которых пойдет речь в статье, встречаются во многих морях и океанах Земного шара. Запасы макрофитов достаточно велики, и очевидно, что водорослей человечеству при рациональном использовании хватит надолго. Такие водоросли как класс (из отдела охрофитовых водорослей) включает в себя более 1500 видов. Об этом по просьбе GoArctic рассказала руководитель научно-исследовательской группы биохимии и технологии гидробионтов Мурманского морского биологического института (ММБИ) Российской академии наук, кандидат фармацевтических наук Екатерина Облучинская.
«Большинство бурых водорослей обитает в приполярных и умеренных широтах, – отметила эксперт. – Однако есть и те, которые растут в теплых водах. Человеком используется около десяти видов бурых водорослей, наиболее широко – ламинариевые, известные как морская капуста».
«Со временем накопились сведения о потенциальной пользе биологически активных веществ из водорослей, – объяснила кандидат фармацевтических наук. – Вскоре стало понятно, что без специальных подходов к сбору и получению биологически активных веществ обойтись уже невозможно».
Фукус пузырчатый (Fucus Vesiculosus). Фото: Мурманский морской биологический институт РАН
Xимический состав водорослей очень разнообразен: они содержат особые соединения, которые не встречаются в других водорослях и растениях суши.
«В первую очередь, это полисахариды – альгинаты и фукоиданы, – подчеркнула сотрудник ММБИ. – Эти вещества являются аналогами растительных полисахаридов (крамал, инулин, пектин), а также таких соединений животного происхождения как желатин и гепарин. Интерес представляют и растительные белки – сейчас они набирают популярность среди приверженцев вегетарианства. Следует отметить аминокислотный состав водорослей. Он включает большое количество глутаминовой кислоты, которая отвечает за особые вкусовые качества водорослей. Нельзя не сказать и о большом количестве йода – в органической легко усваиваемой форме, который может быть использован для лечения йододефицитного состояния. Также водоросли богаты витаминами, макро и микроэлементами, полифенолами».
«В нашем регионе (Мурманская обл. – прим.ред.) большинство фитохимических показателей, которые мы анализируем в водорослях, высоко в течение круглого года, – пояснила ученый. – Однако, когда водоросли подвергаются переработке, в том числе высокотемпературной – например, при приготовлении салата, – большинство соединений либо уменьшается в своем количестве, либо разрушается. Поэтому целью наших исследований и исследований ученых всего мира является сохранение в высокоактивной форме этих соединений и разработка препаратов, которые могут с высокой биологической доступностью доставлять необходимые компоненты органам-мишеням, то есть лечить конкретные заболевания».
Фото: Мурманский морской биологический институт РАН
Всемогущие фукоиданы
Несмотря на очевидную пользу бурых водорослей, их использование в пищевой промышленности и медицине развивается не слишком активно.
«К нам регулярно обращаются представители предпринимателей, которые заинтересованы как в добыче водорослей, так и в их переработке, – отметила Екатерина Облучинская. – В целом, сейчас интерес возрастает, но, с одной стороны, объем добычи водорослей значительно снизился по сравнению с советским периодом, с другой – требования к качеству сырья сильно возросли. Этот сектор в Мурманской области развит слабо».
«Например, во всем мире очень высоко ценится альгинат из водорослей Ламинария гиперборея (северная), – прокомментировала эксперт. – Но научных групп, целенаправленно занимающихся изучением биологически активных веществ водорослей в Норвегии немного, и их активность невысока – по сравнению, например, с Кореей, Китаем или Великобританией».
«В первую очередь, это сульфатированные полисахариды бурых водорослей, – отметила Екатерина Облучинская. – Среди них выделяются фукоиданы. Их основным компонентом является моносахарид фукоза. Можно назвать его аналогом глюкозы или фруктозы. Фукоиданы образуют длинные полимерные цепочки с включением сульфатных групп. Как раз с наличием сульфатных групп и связывают высокую активность этих полисахаридов».
«Наиболее активным считается фукоидан, получаемый из Фукуса пузырчатого, который произрастает в большом количестве в зонах отлива Баренцева моря, – объяснила эксперт. – Коммерческий аналог такого фукоидана очень дорогой, и он является золотым стандартом для всех фукоиданов в мире. В морях Дальнего Востока растет другой вид водорослей, содержащий активный фукоидан – Фукус исчезающий. На его основе наши коллеги, ученые из Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г. Б. Елякова ДВО РАН, получают биопрепарат с сильными иммуномодулирующими свойствами. Вообще, по нашим данным, как и по данным наших иностранных коллег, фукоиданы обладают не только иммуномодулирующими свойствами, но и противовоспалительными, антиоксидантными (замедляющими окисление – прим. ред.) и антикоагулянтными (угнетающими активность свертывающей системы крови – прим. ред.) свойствами».
Фукоидановая мазь. Фото: Мурманский морской биологический институт РАН
Еще одна группа полисахаридов, содержащаяся в бурых водорослях – это альгинаты.
«Это соли альгиновой кислоты, – продолжила ученый. – Основные компоненты – уроновые кислоты, которые образуют полимерные цепочки. В зависимости от соотношения уроновых кислот это могут быть очень хорошо структурирующие вещества, которые способны образовывать гели, студни и кисели, эффективные сорбенты, а также источники необходимых для организма элементов – натрия, калия, магния. Напрямую альгинаты не обладают противовирусными свойствами, однако за счет их пребиотических и других свойств они могут с успехом комбинироваться с противовирусными препаратами и оказывать благоприятное влияние».
«Активность полифенолов различна, – прокомментировала представитель ММБИ. – И одним из видов активности является антиоксидантная активность. Есть работы, посвященные противораковой активности, однако следует подчеркнуть, что способ выделения, вид водорослей также влияет на активность соединений».
Фото: Мурманский морской биологический институт РАН
Борьба с вирусами
Как считают в ММБИ, потенциал бурых водорослей в лечении вирусных заболеваний недооценен. И сегодня, в свете появления новых опасных инфекций, стоит обратить пристальное внимание на растения, обладающие действительно уникальными свойствами.
«При заражении клетки вирусом, еще на первом этапе, он должен абсорбироваться на клеточной мембране и проникнуть в клетку, чтобы далее зараженная клетка начала производить так называемое вирусное потомство, – объяснила Екатерина Облучинская. – Если говорить об исследованиях, которые были проведены на веществах из водорослей, то большая их часть была посвящена исследованию противовирусной активности фукоидана. Показано, что фукоидан из разных видов водорослей ингибирует абсорбцию и последующую репликацию вируса в клетках за счет определенных рецепторов, которые взаимодействуют с протеинами вируса, тем самым препятствуя слиянию клеточной и вирусной мембран и способствуют защите клеток».
«Уже есть данные, что новый вирус – COVID-19 – может вызывать у некоторых заболевших так называемый цитокиновый шторм (летальная реакция иммунной системы – прим. ред.), – сообщила эксперт. – У фукоиданов есть набор функций, который может препятствовать выработке цитокинов. Кроме того, не стоит забывать и об антиоксидантном действии фукоиданов».
«Когда исследователи исчерпают арсенал уже созданных и зарегистрированных препаратов, наступит время и для противовирусных средств природного происхождения, – отметила Екатерина Облучинская. – Пока лидирует вера в силу и эффективность синтетических препаратов. В то же время ученые не прекращают изучение полезных свойств бурых водорослей и веществ, которые в них содержатся. В нашем Институте в исследованиях пошли дальше: разработали оригинальную технологию получения фукоидана. Уникальность технологии заключается в применении подходов «зеленых технологий» с интенсификацией процессов экстракции. Полученный по запатентованной технологии фукоидан обладает высокой активностью, и она, по нашим данным, выше, чем у фукоидана, полученного традиционным способом».
«Мы прошли большой путь и, конечно, готовы к сотрудничеству», – заключила представитель ММБИ.
***
Наталья Линкевич, специально для GoArctic