«Дым Отечества»: юность Ломоносова на Северной Двине
Возвращение «на Кудыкину гору», импортозамещение, экипаж-мейстер Важенин, старообрядцы и «никониане», Славяно-греко-латинская академия, любовь и Малые Корелы
Источник: kino-teatr.ru
Ломоносов и кинематограф
Михаил Васильевич Ломоносов – астроном и историк, географ и геолог, физик и лирик, химик и художник, и прочая, прочая, прочая. Краса и гордость русской науки и искусства. В его честь названы горы и ледники, мыс и бухта, кратеры на Луне и Марсе. Не говоря уже о десятках памятников в России и Германии, о многочисленных улицах и целом городе на территории Санкт-Петербурга.
В советское время о простом крестьянине, ставшим великим учёным, сняли несколько кинокартин: «Сын рыбака» (1928 г., режиссёр Александр Ивановский), «Михайло Ломоносов» (1955 г., режиссёр Александр Иванов), «Дым Отечества» (1980 г., режиссёр Ярополк Лапшин), «Михайло Ломоносов» (1986 г., режиссёр Александр Прошкин). Если большинство фильмов стремилось показать весь жизненный путь Ломоносова, то картина Лапшина сосредоточилась на демонстрации его детства и юности в Архангелогородской губернии на берегу Северной Двины.
Больной Ломоносов, лейб-медик Гаук и верный Ермолаич. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Назад в Холмогоры
Кинофильм Свердловской киностудии «Дым Отечества» начинается с кадров болеющего Михаила Васильевича (Михаил Зимин), который, чувствуя дыхание смерти, решает поехать на свою малую родину в Холмогоры Двинского уезда. Он разгоняет тех, кто пытается удержать его: лейб-медика Глаука («лекаришка заморский»), свою жену Лизхен («баба с возу– кобыле легче») и призывает своего слугу Ермолаича (Виктор Шульгин) найти карету для поездки «на Кудыкину гору чертей ловить».
Далее Ломоносов обсуждает с графом Разумовским вопросы импортозамещения: изготовления всего необходимого для опытов в России, а не закупки этого за границей. На вопрос собеседника о том, почему престарелого учёного потянуло в северную деревню, «к сиволапым», Ломоносов отвечает, что «в этих сиволапых сила Российская» и, подумав добавляет «и в гении императрицы».
Карета с Ломоносовым и Ермолаичем долго едет из Санкт-Петербурга в Архангелогородскую губернию, везя блудного сына домой. В дороге Михаил Васильевич вспоминает своё детство: раннюю потерю матери, общение с её крёстным отцом Фёдором Важениным (Владимир Самойлов) и его воспитанницей Авдотьей, конфликты с отцом (Пётр Вельяминов) и мачехой (Татьяна Гончарова).
Василий Ломоносов (слева) и Фёдор Важенин (справа) дерутся из-за отношения к Петру Великому на глазах юного Михаила. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Пётр: великий государь или антихрист?
Важное место в становлении Ломоносова сыграло (по мнению сценариста фильма Эдуарда Володарского) обучение грамоте и рассказы о Петре Великом от «дядьки Важенина». Тот служил экипаж-мейстером, лично знал и очень уважал императора. Вероятно, прообразом Фёдора Важенина послужил холмогорский купец Фёдор Андреевич Баженин, действительно общавшийся с Петром и имевший такой же чин.
Интересно показано идейное столкновение между старообрядцем Василием Ломоносовым, считавшим Петра Великого антихристом, и «никонианином» Фёдором Важениным, служившим ему. Эта двойственность передалась Михаилу Ломоносову: признавая величие Петра Алексеевича, он помнил о многочисленных жертвах его политики среди простого народа («мужиков сиволапых»).
Старец Андрей. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Духовные поиски Ломоносова
Когда вдовый Василий Ломоносов женился, мачеха сразу невзлюбила пасынка и вынудила того уйти в старообрядческий скит переписывать церковные книги. Там старец Андрей (Игорь Ледогоров) продолжил обучение Михаила. Позднее Ломоносов по заданию старца стал пропагандировать среди крестьян уход в скиты: на общее житие и равное распределение продукта.
Так ему удалось «склонить к ереси» крестьян целой деревни, однако по дороге в скит им попались солдаты, которые реквизировали продовольствие. Когда Михаил привёл к старцу Андрею 27 душ, по его следам нагрянули военные, ищущие «раскольничью сволочь». Старец призвал всех закрыться в церкви и сгореть, но не подчиниться антихристу.
Ломоносов пытался остановить его, но все крестьяне уже сгорели или задохнулись от дыма. Впрочем, сам старец Андрей благополучно спасся, выбравшись через тайный ход. Увидев это, Ломоносов разочаровался в религии и отправился в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где назвался сыном дворянина из Холмогор и благополучно выдержал вступительный экзамен.
Юные влюблённые Михаил и Авдотья. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Любовь земная
Наконец поездка закончилась, и Михаил Васильевич добрался до отцовского дома, где теперь живёт лишь приблудная собака со щенками. Там он встречает любовь своей молодости Авдотью, ставшую монахиней. Они мирно выпивают и закусывают, при этом Ломоносов читает лекцию про атомы. Выясняется, что Авдотья любила Михаила всю жизнь и молилась за него. На её вопрос о том, любит ли он свою жену, Ломоносов хмуро поясняет: «дочка у нас».
В конце фильма Михаил Васильевич Ломоносов на гукоре – двухмачтовом промысловом судне, идёт на остров, где, как ему приснилось, потерпел крушение его отец. Этот сюжет позаимствован из произведения Бориса Шергина «Слово о Ломоносове».
«Сын дворянина из Холмогор» на вступительном экзамене. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Реальный и кинематографический Ломоносов
Образ Михаила Васильевича получился в фильме достаточно реалистичным: показан крутой нрав и нелюбовь к иностранному («дрался с немцами»), проблемы с мачехой и двойственное отношение к Петру Великому. Есть небольшие неточности, но они не влияют на восприятие.
В этом, конечно, большая заслуга сценариста Эдуарда Володарского и режиссёра Ярополка Лапшина, прислушивавшихся к историческим консультантам: доктору Александру Преображенскому и кандидату наук Майе Курмачёвой, выпустившей в 1975 г. книгу о М.В. Ломоносове.
Да и место съёмок было выбрано примечательное: архангельский музей-заповедник «Малые Корелы» на правом берегу Северной Двины. Причём там снимали не только натуру, но и подлинные предметы быта и утварь из собрания музея, поэтому всё выглядит исторично.
Двинские крестьяне за трапезой. Кадр из фильма «Дым Отечества»
Вдохновившись фильмом Лапшина, в «Малых Корелах» позднее будут снимать исторические сериалы «Россия молодая» (1981 – 1982 гг., режиссёр Илья Гурин) про строительство Русского флота, Петра Алексеевича, купца Баженина и архангельских кормчих, и «Михайло Ломоносов» (1984 – 1986 гг.) про длинную и полную научных открытий жизнь великого русского учёного.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic