Франкенштейн и искусство как неожиданная форма жизни
С 3 сентября по 2 октября на Лофотенских островах проходит старейший в Скандинавии Международный фестиваль искусств LIAF
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...»
Анна Ахматова
Предыстория. 1815 год. В Индонезии происходит колоссальное извержение вулкана Тамбора. «Вулканическая зима» меняет климат Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и средиземноморского побережья Европы, затрагивает Африку и Америку. Три следующих года прошли без лета, это вызвало неурожаи и голод. Суровые погодные условия привели к мутации вибриона холеры, до 19 века локализовавшейся преимущественно в Индии, и болезнь стала неожиданно быстро распространяться — в мире начались эпидемии холеры.
Первая волна пандемии холеры и плохая погода заставили некую группу друзей провести холодное лето 1816 года в знакомой нам теперь изоляции. Этой «группой друзей» были лорд Байрон, Перси Биши Шелли, его жена Мэри Шелли со сводной сестрой и личный врач Байрона Джон Полидори. Чтобы убить время, юная компания (всем, кроме Байрона, было около 20 лет) забавлялась страшилками, читая недавно вышедший сборник «Фантасмагориана, или Собрание историй о привидениях, духах, фантомах и проч.».
Байрон предлагает товарищам придумать и рассказать собственные истории о сверхъестественных силах. Из тех рассказов и идей позже родились: «Вампир» Джона Полидори (вдохновивший Брэма Стокера на создание «Дракулы»), «Манфред» Байрона и «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли.
И вот, собственно, история. Кураторы LIAF одолжили тему Фантасмагорианы у привидений, духов и Байроновского кружка, расширили ее, сделав концепцией Лофотенской Биеннале современного искусства 2022 года: «”Фантасмагориана“ как доказательство того, что произведения искусства — не объекты, а живые организмы, способные размножаться и видоизменяться».
Неявные воздействия
«... Дань уважения сообществу, силе искусства
и призракам среди нас...»
Тени мистификаций так и мелькают в истории о творческой изоляции лорда Байрона с группой друзей — кто кому какой сюжет подсказал, кто за кого что написал, под чьим именем напечатал, — но это все архаичные литературные анекдоты с готическим флером.
Во всей этой истории интересно другое — неявные воздействия! Неочевидные связи, переплетения, взаимовлияния событий, вещей, ситуаций.
Извержение вулкана вызвало временное таяние льдов на полюсах. Надеясь на уменьшение ледяного покрова, Британская империя стала вкладывать большие средства в поиски Северо-Западного прохода — легендарного морского пути. Это в свою очередь инициировало добычу полезных ископаемых в арктическом регионе.
А важность этого региона для экономики Европы — одна из причин, по которой Мэри Шелли (которая стала писать роман в условиях, спровоцированных извержением) решила поместить действия первых глав своего романа именно в Арктику, где Франкенштейн оказался, убегая от чудовища, которое он породил.
Так работают неявные воздействия.
Сегодня, двести лет спустя, мир опять в фантасмагории, и сейчас из Арктики художники наблюдают за чудовищами уже нашего времени. Мы франкенштейны или свидетели? Догонит? Спасемся?
LIAF предлагает свою версию — об утверждении искусства как неожиданной формы жизни, адаптации и трансформации.
Блуждающий LIAF
«Мне нужно общество человека, который
сочувствовал бы мне и понимал с полуслова».
«Франкенштейн, или Современный Прометей»
Лофотенская Биеннале современного искусства или Лофотенский международный фестиваль искусств LIAF, отметивший свое 30-летие — долгожитель среди мероприятий современного искусства на севере Скандинавии (Лофотенские острова находятся в арктической Норвегии, за Полярным кругом, севернее полюсов холода Верхоянска и Оймякона).
Каждый раз LIAF проводится в новых местах, и решение кураторов на этот раз выбрать городок Кабельвог (1712 жителей) было связано как с городской хроникой, так и с киношколой, которой посвящен фестиваль. Таким образом, темы движущегося изображения и истории стали источниками вдохновения и идей во всех измерениях.
Кураторы Фантасмагорианы настаивают на важности сообществ единомышленников. Произведения искусства и видеопослания — это символы воссоединения друзей, которые или давно знали друг друга, или еще не встретились. Ведь, кроме всё пронизывающих и связывающих неявных воздействий, в новом мире мы все стали носителями неявного знания — того интуитивного и несформулированного знания, которое нельзя передать, понять или использовать без «знающего субъекта».
Насекомые и животные в процессе эволюции отращивают себе новые особенные усы или апгрейдят цвет крылышек, а мы эволюционируем в нематериальном. Вот, отрастили себе неявное знание. О нем на Биеннале рассуждают серьезные эксперты и участники.
От нацистского суда до школы-призрака и монастыря-тюрьмы
«Это спорадическое публичное произведение искусства,
которое просто существует в мире. Это приватная работа,
которой нельзя владеть. Нечто вне всего».
Франческо Урбано Рагацци, куратор
Выставки 37-ми авторов Биеннале проходят в пяти точках Кабельвога.
Некоторые инсталляции будто отрабатывают травмы, запечатленные в самих пространствах. В зале суда бывшей нацистской тюрьмы расположились похожие на жертв эпохи текстильные скульптуры Марианны Беренаут, вся семья которой погибла в Освенциме-Биркенау во время Холокоста.
В «Школе с привидениями» (начальная школа Кабельвога) Томасо де Лука подвергает сомнению безопасность с помощью фиктивных мин-ловушек, незаметно установленных в школьных раздевалках и душевых.
Предварительная программа Биеннале, которая стартовала раньше и в других локациях, тоже отчасти связана с травмой пространства, но в данном случае не свидетельствуя, а излечивая. В сотрудничестве с узницами (всего их там 60) венецианской женской тюрьмы, расположенной в монастыре 16 века, художница Полина Курнье Жарден с помощью настенных росписей, видеопроекций и мебели изменила в этом заведении комнату для свиданий. Украсила!
Один из самых эффектных объектов — 30-метровое шелковое полотно Эммы Талбот «Зовы призраков», — объект, убеждающий, что можно быть монументальным, не имея веса.
Но особо презентативны застывшая анимация и свечение «Зовов призраков» в паре с инсталляцией «Спящая военная машина» Ааге Гаупа.
Студенты кабельвогской киношколы показали собственную «Фантасмагорию» — фильм ужасов, склеенный из сториз: «Монстры могут появиться, когда вы меньше всего их ожидаете, когда вы прокручиваете свою ленту». А из классики демонстрируют видеопроект киноавангардиста, основоположника жанра кинодневника режиссера Йонаса Мекаса, протестующий против гигантизма институтов и событий в мире искусства.
И кстати о неявных воздействиях! Что общего между индонезийским извержением, группой друзей в 1816-м и всеми нами — ну, кроме Арктики?
Как минимум — Пушкин! Вторая волна эпидемии той самой «вулканической» холеры, добравшейся в 1830-м до Российской империи, изолировала Александра Сергеевича в Болдино, и у него случилась Болдинская осень. А Пушкин обожал Байрона.
Нынешняя тема — Фантасмагориана, допускающая причудливые видения и фантазии. Вот стоим мы, читатели, художники, зрители, на брегах Кабельвога с его фестивалем и 1712 жителями, и под свист ветра слушаем стихотворение Пушкина «К морю», написанное на смерть Байрона. Тот умер в 36, Пушкин в 37, и эти два парня, романтические герои Искусства и рыцари духа, сразившиеся со своими драконами, оба достойны недемократичного пафоса пушкинских слов:
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
При подготовке статьи использованы информационные материалы сайтов: 2022.liaf.no/; wallpaper.com; artviewer.org/
***
Анна Щетинина, специально для GoArctic