Горячий «Арктический пляж» организован Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутии): открыта выставка ню
Изображение обнажённой натуры по–прежнему является особенной темой, будоражащей сознание поклонников красоты

Фрагмент афиши с одной из работ выставки. Источник: vk.com/sakhamuseum1928
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) совместно с Союзом художников Якутии открыл самую чувственную экспозицию сезона под названием «Арктический пляж». Она представляет один из самых притягательных жанров в искусстве – ню*: аутентичную интерпретацию «поэзии» тела, переданной якутскими художниками, рассказывает пресс-служба музея.
Выставка подчёркивает противоречивую особенность северного взгляда, кветэссенция которого – абстрактная картина «…её кожа нежная, цвета опавшей хвои…» Екатерины Шапошниковой, отражающая, по мнению куратора выставки, главного научного сотрудника музея Галины Неустроевой, философский взгляд на любовь северного человека – сдержанного, глубокого, устойчивого. И экспозиция предстаёт отражением обнажённой натуры и аскетичной северной природы «в водах берегов сурового и прекрасного арктического пляжа».
Михаил Старостин, «Купальщицы», 1988. Холст, масло. Из собрания НХМ РС (Я). Источник: vk.com/sakhamuseum1928
«”Арктический пляж” – не просто демонстрация обнажённого тела; это глубокое погружение в его эстетику и чувственность. Выставка предлагает зрителю взглянуть на человеческую форму как на объект восхищения, источник вдохновения и отражение культурных идеалов», – говорят искусствоведы.
В экспозиции собраны произведения из фондов музея и работы членов Союза художников, созданные с 1970-х (яркого периода расцвета якутской графики) до 2000-х годов. Особое место занимают графические произведения «навсегда молодых» – рано ушедших, но сумевших стать классиками якутской графической школы Валериана Васильева (он умер в 36 лет) и Юрия Вотякова (в 32 года) – GoArctic писал о них. Их работы, созданные в 1960-70-е годы, вдохновенны и виртуозны, и передают зрителю ощущение динамики и свободы. Живописные работы современного периода демонстрируют разнообразие метафор и образов – работы А. Осипова, М. Старостина, А. Шадриной, И. Мекумяновой и др. Представлена на выставке и скульптура.
Тема обнажённой натуры в искусстве вечна, поясняют концепцию выставки «Арктический пляж» ее организаторы. Она известна в основном с античного периода, когда в изображениях преобладали мужские фигуры; в истории русского искусства натурные классы были введены в 1893 году. И сейчас каждый художник при обучении штудирует анатомию и рисует/пишет обнажёнку – без этого невозможно стать профессионалом. Любопытно, что живописные ню больше упиваются созерцанием красоты тела, тогда как графики предпочитают философско-поэтический взгляд, придавая новые смыслы.
На выставке «Арктический пляж» показаны далеко не все работы в жанре ню из коллекции музея и личных коллекций авторов, но кураторы представили самые, на их взгляд, значимые, определяющие жанр в изобразительном искусстве Якутии, и вызывающие эстетическое со-переживание красоты, выраженной в прекрасной форме человеческого тела.
Фрагмент афиши выставки «Арктический пляж». Источник: vk.com/sakhamuseum1928
*Ню (nu, от французского nudité – «нагой, раздетый») – это жанр в изобразительном искусстве, фотографии, кинематографе, в основе которого лежит отображение красоты и эстетичности обнажённого человеческого тела. В жанре ню внимание уделяется форме, композиции и эмоциональной составляющей. Слово ню может быть использовано и для определения натурщицы, позирующей обнажённой.