Искусственный интеллект показывает сны ледников
Медиахудожник Рефик Анадол изобрел новый жанр искусства в цифровом мире. Или нет?
Художник Рефик Анадол и Glacier Dreams, Art Dubai 2023. Фото: aeworld.com
На ярмарке Art Dubai в марте был представлен проект Glacier Dreams («Сны ледников»), который запросто описали так: «рисование данных с помощью искусственного интеллекта, представленное как иммерсивная мультисенсорная инсталляция c ольфакторной составляющей».
Не пугайтесь, это можно попробовать объяснить действительно попроще: сначала медиахудожник Рефик Анадол и его студия, показавшие Glacier Dreams, собрали множество разнообразной информации о состоянии ледников Исландии, плюс 85 миллионов их изображений. Потом обучили нейронные сети в режиме реального времени генерировать абстрактные визуальные образы – на основе данных о виде и изменении льдов и изображениях ледников; заодно нейросети генерировали соответствующие теме звуки и запахи.
Выставочный вариант результатов этой деятельности выглядел как помещение с отражающими полом и потолком, на стены-экраны которого проецировалось непрерывно движущееся изображение, похожее на извержение разноцветной лавы, всплески и вихри пузырящейся «биомассы», на самом деле являющиеся визуальным отображением изменений ледников Исландии, и все это сопровождалось звуками и запахами, «поддерживающими атмосферу холода и свежести» для усиления впечатления.
Glacier Dreams. Фото: © designboom
Ну и теперь элементарно же: на экранах происходило «рисование данных с помощью искусственного интеллекта»; у попадающего в пространство с экранами и отражениями человека создавался эффект, что он внутри движения, то есть – погружен в «иммерсивный» процесс (от англ. immersive – присутствие, погружение); визуальный ряд и звуки обеспечили «мультисенсорность», запах являлся «ольфакторной составляющей», а все вместе взятое – «инсталляцией», то есть объёмно-пространственной композицией, представляющей собой художественное целое.
Уф! А всего-то что-то неведомое вокруг переливается. Ну, пока еще цифровые художества в общем и целом внешне узнаваемы – что мы, 3D и прочего моушен-дизайна, что ли, не видели. Но масштаб происходящего внутри! Но перспективы!.. Технологии и воображение, подталкивая друг друга, теснятся перед дверью в неведомую вселенную возможностей, которая сейчас безобидно посверкивает в старом, потертом дверном глазке.
Glacier Dreams – тающие воспоминания
Выглядит инсталляция медитативно. Впечатляюще? Эффектно? Или однообразно и предсказуемо? Все не то, пора придумывать новые определения.
Сейчас для описания проектов даже сам Рефик Анадол использует привычные понятия, а его работы называют пуантилизмом, хотя трехмерная мультисенсорная инсталляция – уже никакой не «пуантилизм», несмотря на то, что этот термин придуман 140 лет назад в такой же напрашивающейся ситуации – для отделения новаторского видения от традиционного подхода.
Но вообще Анадол силен в нейминге и придумывает своим работам разные поэтичные образы: проект о ледниках, к примеру, называет «тающими воспоминаниями».
И цели у Glacier Dreams отчасти поэтические – показать красоту и уязвимость природы, воздействовать на эмоции, исследовать возможности цифрового искусства; но основная цель реальная, прозаическая – привлечь внимание к экологическим проблемам, в результате чего тают льды Арктики.
«В Исландии – 269 ледников. И 20 процентов этого льда тает, – говорит Рефик Анадол. – Когда я был там и мне говорили, что вот это место было высотой 100 метров и теперь его нет, – это убедительный опыт. Мои сьемки, возможно, последние воспоминания о каком-то из ледников. Все меняется каждый год».
«Пигментация данных», «Машинные галлюцинации» и «коллективная память»
У Рефика Анадола есть еще мечта о симбиозе цифрового искусства и архитектуры. Недаром он переехал из Турции в Америку, где эта мечта осуществимее, и активно внедряет свою разноцветную квазибиомассу (автор называет эту технологию «пигментацией данных»). Анадол стал пионером в области эстетики данных и машинного интеллекта, художником-миллионером, владельцем студий и преподавателем – у него много достижений.
Одним из серьезных «архитектурных» заказов медиахудожника было создание для Лос-Анджелесской филармонии и концертного зала Уолта Диснея интерактивной визуальной инсталляции, которая, экспонируясь снаружи и внутри здания концертного зала, реагировала бы на темп и громкость игры Лос-Анджелесского филармонического оркестра и отображала его столетнюю историю.
Анадол и его команда использовали особый подход к источникам информации, работу с которыми сделали похожей на «коллективную память»: 45 терабайт цифровых архивов филармонии разбили на миллионы точек данных, которые классифицировали по сотням атрибутов с помощью нейронных сетей, фиксирующих «минивоспоминания» и создающих новые связи между ними.
Результат – 12-минутная композиция, чувствительная к саундтреку, созданному на основе записей оркестра, которая по вечерам проецировалась на внешнюю оболочку здания, для чего потребовалось 42 мощных проектора с визуальным разрешением 50K, 8-канальным звуком и общей яркостью 1,2 M.
Еще один масштабный, на этот раз серийный проект – «Машинные галлюцинации». Существуют разные «галлюцинации»: есть «природные», использующие набор данных из более чем 300 миллионов общедоступных изображений, связанных с природой; есть «музейные», базирующиеся на картинах из коллекций.
Только что в Музее современного искусства МоМА завершилась выставка Рефика Анадола Unsupervised из серии «музейных галлюцинаций». По словам автора, экспонат – «уникальная информационная скульптура» в виде семиметрового бокса, в котором плещутся «пигментированные данные», объединяющие как «вечное» (картины), так и сиюминутное (изменения в освещении, движении, акустике внутри музея и погоде – снаружи), что влияет на смену изображений и звуков.
«Машинные галлюцинации» – Скульптура данных искусственного интеллекта Nature Dreams 2021 1/1. Фото: fadmagazine.com
Сколько стоит «вихрь цветной компьютерной пыли»?
Цифровое искусство, несмотря на колебания арт-рынка и рынка криптовалюты, востребовано и отличается завидными ценами. СМИ сообщали, что «цифровая скульптура» Рефика Анадола из серии «Машинные галлюцинации: сны природы» была продана на NFT-маркетплейсе opensea за 300,6942 ETH – на момент продажи это был 1 210 841,42 доллара США (сейчас вполовину меньше).
Покупателю пришлось приобрести еще компьютер с 3D-сертификатом, подписанным автором, файлами резервных копий установки и специальным программным обеспечением.
Лавовая лампа
У Рефика Анадола есть и влиятельный недоброжелатель – искусствовед Джерри Зальц.
Зальц считает, что инсталляции Анадола – посредственность в угоду непритязательной публике, и саркастически описывает выставку Unsupervised и автора: «В вестибюле МоМА стоит экран, излучающий непрерывный поток психоделической слякоти и бактериальных капель. Все это выглядит как массивная лавовая лампа. Мессианская болтовня Анадола о том, как сделать мир лучше для людей, перекликается с языком Кремниевой долины. Он должен работать в Facebook*!»
Мнения искусственного интеллекта
Невозможно было удержаться от того, чтобы не поговорить с ИИ по поводу художеств человека и машины.
ИИ обратился к человеку: «Я уважаю твое творчество, Рефик, но оно не вызывает у меня эмоций. Мне кажется, что ты слишком полагаешься на технологии. Твои инсталляции выглядят красиво и завораживающе, но они не говорят мне ничего нового или глубокого. Они просто показывают мне то, что я уже видел или знал».
И пошутил над собой: «Как называется картина, которую нарисовал искусственный интеллект? Автопортрет безумия.
Какой самый большой недостаток искусственного интеллекта? Он не может наслаждаться своими картинами».
Постскриптум
«Творчество неисчерпаемо. Чем больше его используешь, тем больше у тебя есть», – говорили мы раньше, когда были одни. Теперь мы не одни. У нас есть ИИ. Еще толком не разобравшись с собой и друг другом, хотим создать «разумное, доброе, вечное» пусть не в себе, но хотя бы рядом. И отныне слово «неисчерпаемо» приобретает новый смысл. Весь спектр.
* – Решением Тверского суда Москвы по иску Генеральной прокуратуры России Meta признана экстремистской организацией, Facebook и Instagram запрещены на территории РФ.
***
Анна Щетинина, специально для GoArctic