Искусство против изменения климата, смерти и забвения
История о дуэте художественных экспедиций с разницей в 140 лет.
Зариа Форман, «Ледник Якобсхавн, Гренландия» (процесс работы) / Пастель, бумага / 172см x 259см. Источник: zariaforman.com
3 июля 1869 года американский художник Уильям Брэдфорд, – судя по всему, романтик, любитель открытий и искатель приключений, – взяв с собой, по его же словам, «группу авантюристов, чья история частично иллюстрируется фотографиями», отправился на деревянном кораблике, оснащенном парусами и паровым двигателем, в путешествие по Арктике, чтобы рисовать, фотографировать и описывать льды. Это была первая в своем роде столь дальняя (9 с лишним тысяч километров) художественная экспедиция в Арктику.
Джон Данмор и Джордж Кричерсон для Уильяма Брэдфорда, «Охота в заливе Мелвилл, празднование после активного дня – шесть убитых белых медведей за двадцать четыре часа» / 1869-73 / «Арктические регионы», № 83. Источник: web.stanford.edu
В 2010 году пейзажный фотограф Рена Басс Форман, вдохновленная рисковым пленэром 1869-го, решила повторить его и пройти тем же маршрутом, с почти той же гуманитарной целью, документируя 140-летнюю разницу во взгляде на льды. Но Рена Басс Форман не успела этого сделать, и в память о матери экспедицию организовала ее дочь, художница Зариа Форман.
Так что в августе 2012 года «по следам» Брэдфорда вдоль западного побережья Гренландии прошло арт-путешествие Зарии Форман (и еще 11 человек, на еще меньшем кораблике).
Экспедиционный траулер Wanderbird, который в августе 2012 года отправился из Илулиссата, Гренландия по следам арт-путешествия Брэдфорда 1869-го
Зачем?
Брэдфорд, помимо своей любви ко льдам, отозвался на актуальную повестку: в середине 19 века арктические исследования были самым популярным жанром книг после Библии.
Путешествие 21 века, кроме почтения к Брэдфорду, Рене Басс Форман и фантастическим пейзажам Гренландии, засвидетельствовало еще и экологическую катастрофу – ускоренное таяние арктических льдов.
Но это еще не всё.
Художник Уильям Брэдфорд и марш пионеров
Все, причастные к экспедиции 1869 года, стали в чем-то пионерами. Снарядил ее один из первых миллионеров Америки; сам Брэдфорд оказался одним из первых американских художников, изображавшим полярные пейзажи с натуры; фотографы, отправившиеся с ним, явились первыми профессионалами, задокументировавшими столь северное путешествие. Ну и книга об этом событии, изданная в 1873 году – высотой в 58 см и тиражом 300 экземпляров – сегодня считается музейной редкостью и вехой в истории иллюстрированных фотографиями книг.
Маринист Уильям Брэдфорд (1823–1892) не был «первостепенным» художником, но в своих краях пользовался уважением и известностью, владел студией, обслуживающей местных моряков и торговцев, и страстно любил море и Арктику. За 1860-е годы он несколько раз выбирался на полярные пленэры, и уже фотографировал льды, но это были недальние вылазки.
Поэтому, когда в 1869-м финансист и коллекционер Легран Локвуд спонсировал арт-экспедицию в Арктику, Брэдфорд пригласил в свою команду исследователя Арктики, врача и писателя Исаака И. Хейса, фотографов Джона Л. Данмора и Джорджа П. Кричерсона, – и отправился на корабле для охоты на тюленей под неожиданным названием «Пантера» к берегам Гренландии.
Уильям Брэдфорд, «Обитатели льдов наблюдают за пришельцами» / 1875 / холст, масло / 87см x 132см / Музей китобойного промысла Нью-Бедфорда, США. Источник: eclecticlightdotcom.files.wordpress.com
Великолепие ландшафтов очаровало Брэдфорда; он писал заметки, делал зарисовки, писал этюды и побуждал фотографов запечатлевать кадры, с которых позже писал масштабные картины в своей студии.
Участники экспедиции, продвигаясь с юга на север западного побережья Гренландии, занимались и антропологическими наблюдениями – часть описаний и кадров съемки посвящена встречам с жившими там иннуитами и датчанами, сценам их быта.
Но в середине августа «Пантера» окончательно уткнулась во льды на 75° северной широты, и была вынуждена повернуть назад.
Экспедиция стала лебединой песней Брэдфорда: он получил кучу материала для работы (отныне он писал только льды), удостоился внимания королевы Виктории, издал гигантский фолиант «Арктические регионы; иллюстрировано фотографиями, сделанными во время художественной экспедиции в Гренландию, с описательным рассказом художника»; выступал с лекциями, которые сопровождал стереооптическими изображениями путешествия.
Ну и остался в истории не только как художник, но еще – арктикофил и арт-продюсер.
Уильям Брэдфорд, «Вид на ледник Сермициалик» / 1873 / холст, масло / 45см x 76см / частная коллекция (эта работа была заказана художнику дочерью британской королевы Виктории, принцессой Луизой, герцогиней Аргайл, по фотографии, сделанной во время экспедиции 1869 года). Источник: newscientist.com/
Фотографы Джон Л. Данмор, Джордж П. Кричерсон и детство светописи
К моменту путешествия в 1869 году фотография находилась в процессе активного развития. Само слово «фотография» (производное от греческих «свет» и «пишу») появилось в 1839-м, одновременно с сенсационным обнародованием первой технологии получения изображений – дагеротипии. А в 1850-60-е дагеротипия уже полностью заменена очередными прорывными изобретениями – коллодионным фотопроцессом и альбуминовой печатью. Именно они были использованы в арт-экспедиции.
Основными центрами фотоэволюции в Америке тогда были Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия. Вот из просвещенного Бостона и были приглашены Брэдфордом профессиональные фотографы и отчаянные ребята Джон Л. Данмор (1833–1897) и Джордж П. Кричерсон (1833–1902).
Джон Данмор и Джордж Кричерсон для Уильяма Брэдфорда, «Мгновенный вид на айсберги, которые из-за их сходства и красоты мы назвали близнецами» / 1869-73 / «Арктические регионы». Библиотека института искусств и музея Кларк. Источник: Flickr
Технология мокроколлодионного фотопроцесса, которую использовали Данмор и Кричерсон в экспедиции, даже для студийной работы была нелегка, а в походных условиях и при полярных температурах процесс съемки являлся настоящим подвигом. Фотографам приходилось возиться с громоздким оборудованием для сложного, а главное – быстрого процесса обработки стеклянных фотопластин размером 35 см х 20 см.
Неизвестно, сколько было неудач, но около 400 кадров Данмору и Кричерсону все же удались, 140 из них вошли в фолиант «Арктические регионы».
Работы Данмора и Кричерсона, пионеров самой северной фотосъемки, помогли Уильяму Брэдфорду стать дважды пионером – кроме того, что он один из первых писал Арктику с натуры, он же стал одним из первых художников, пишущих картины с фотографий.
Джон Данмор и Джордж Кричерсон для Уильяма Брэдфорда, «Эскимосы проснулись. Он не сводил глаз с камеры, пока его фотографировали, опасаясь, что она выстрелит или каким-то образом ранит его» (фрагмент) / 1869-73 / «Арктические регионы». Библиотека института искусств и музея Кларк. Источник: Flickr
Фотограф Рена Басс Форман и монохром
Рена Басс Форман (1948-2011), как и все вышеупомянутые герои, родилась в Америке, была искусствоведом по образованию и фотографом по призванию. Найдя свои тему и стиль (она снимала только пустынные, «задумчивые» пейзажи, и только монохром, часто – тонированный сепией, по примеру Данмора и Кричерсона), – стала известным мастером, участвовала в выставках, ее работы находятся во многих коллекциях и музеях США.
Выискивая отдаленные, экзотические места для эффектных кадров, Рена Басс Форман вместе с семьей объездила весь мир, но последние 10 лет жизни ее увлекал ледяной, обособленный ландшафт Арктики. Она задумала трилогию арктических путешествий под названием «В погоню за светом», успела побывать в двух, экспедиция по следам Брэдфорда должна была стать третьим.
Рена Басс Форман, «Гренландия #10, Илулиссат» / 2007 / Тонированная серебряно-желатиновая печать / 96,5см x 96,5 см. Источник: nationalgeographic.com
Во время арктических поездок, терпеливо проводя долгие часы во льдах и холоде в ожидании нужного освещения кадра, который, наконец, ее удовлетворит, Рена Басс Форман шутила, что в прошлой жизни была полярным медведем, – поделилась в интервью дочь Рены, художница Зариа Форман. «Она научила меня – как важно любить то, что делаешь, и выполнять проекты с полной силой, независимо от того, какие препятствия стоят на пути».
Рена Басс Форман, «Гренландия #1, Илулиссат» / 2007 / Тонированная серебряно-желатиновая печать / 96,5см x 96,5 см. Источник: nationalgeographic.com
Художница Зариа Форман и глобальное потепление
Спустя сто сорок три года после экспедиции Уильяма Брэдфорда и год после смерти матери, Зариа Форман, собрав команду из 11 художников, фотографов и исследователей, отправилась «В погоню за светом» на бывшем траулере под названием Wanderbird к берегам Гренландии.
Аренда корабля обходилась в 20 000 долларов, плюс оплата за каждого участника 6000 – 8000, поэтому члены экспедиции объявили сбор денег на платформе Kickstarter, и воспользовались спонсорской поддержкой Музея китобойного промысла американского города Нью-Бедфора, обладающего лучшей коллекцией полотен Уильяма Брэдфорда, некоторым количеством оригинальных фотопластин Данмора и Кричерсона, и аж двумя книжищами «Арктические регионы». Музей получил право провести выставку произведений, созданных творческой командой во время и после экспедиции, объединив их с картинами Брэдфорда и фотографиями Рены Басс Форман. А Зариа Форман перечисляет процент от продажи оригиналов и принтов своих работ на сохранение дикой природы, от Арктики до тропиков.
Зариа Форман, «Гренландия #63» / 127см х 190см / Пастель, бумага. Источник: thisiscolossal.com
Экспедиция 1869 года была, как писал Уильям Брэдфорд, «путешествием в поисках искусства».
Миссия экспедиции 2012 года, по словам Зарии Форман – «создавать искусство, вдохновленное драматической географией».
Но Брэдфорд и Форман расширили сферы чисто изобразительных интересов: Брэдфорд стремился изучать природу в ее самых жестких проявлениях – как тему для живописи и популяризаторства полученных знаний; а Зариа Форман своими работами привлекает внимание к изменениям полярных ландшафтов под действием глобального потепления. Она считает, что люди действуют и принимают решения, основываясь прежде всего на эмоциях, а визуальные искусства воздействуют на эмоции более эффективно, чем любая другая подача.
Брэдфорд бы согласился с этим – главными героями его лекций, которые называли «Брэдфордскими сольными концертами», были картины и фотографии.
Зариа Форман, «Гренландия #68» / 76см х 111см/ Пастель, бумага. Источник: zariaforman.com/
Искусство Брэдфорда – против невежества.
Искусство Форман – против изменения климата.
Если искусство «против» чего-то, то это всегда значит, что оно против разрушения, против гибели, против зла. Против тьмы, мрака и серости. Против дурного вкуса и равнодушия.
Искусство – это процесс, процесс поиска, в котором искать так же ценно, как находить. Это движение, роад-муви, квест, Путь, по мере прохождения которого неизбежно меняешься. И путешествия Брэдфорда и Форман, помимо хайпа, денег и прочих личных интересов, которые можно было бы привести в качестве их мотиваций – художественный квест. А также выбор: «сделать» вместо «не сделать».
Художник Джефф Фрост, своей работой, посвященной лесным пожарам, составляющей контрапункт теме Зарии Форман – таяния льдов от глобального потепления, –говорит в совместном интервью: «Люди, как правило, не реагируют, если что-то на самом деле не происходит с ними прямо сейчас. А я показываю – ну вот, это происходит прямо сейчас. Я не утверждаю, что собираюсь изменить мир. Просто было бы здорово, если бы эта работа стала катализатором: я делаю свою часть дела – то, что могу, ты делаешь свою часть, и ты, и ты, и ты, и все остальные. И это одинаково важно».
«Мир находится в плохом состоянии и будет становиться хуже до тех пор, пока каждый из нас не сделает то лучшее, что он может сделать», – считал психолог Виктор Франкл. Он пережил концлагерь. Он знал.
***
Анна Щетинина, специально для GoArctic