Как была основана первая советская полярная станция в Арктике – «Маточкин Шар» на Новой Земле
Собаки-путешественницы, трудности строительства без опыта, особенности хранения оружия и распорядок дня сотрудников
Строительство станции «Маточкин Шар». 1923 год. Все фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
В этом году исполняется 101 год с основания первой советской полярной станции «Маточкин Шар» на архипелаге Новая Земля. Летом 1923 года, когда только-только закончилась гражданская война и всего год как официально существовал Советский Союз, полярную станцию заложили в проливе Маточкин Шар, на севере Архангельской области.
Обоснование строительства станции (1920 – 1923)
К 1917 году, то есть к началу преобразований Российской Империи в Советский Союз, в Арктике уже существовало пять российских полярных станций. После завершения гражданской войны и наведения порядка в стране правительство СССР обратило своё пристальное внимание на Арктический регион. В 1920-ые годы объёмы перевозок по Северному морскому пути стали расти, поэтому нужно было и дальше осваивать, и развивать регион. Другой причиной строительства станции стало то, что СССР хотел закрепить за собой права на архипелаг Новая Земля.
В апреле 1920 года комитет Северного морского пути при Сибревкоме обратился в Главное гидрографическое управление с предложением открыть на Новой Земле две радиостанции. Они должны были следить за состоянием льда в Карском море и собирать информацию для долгосрочных ледовых прогнозов. Дело в том, что суда по СМП шли двумя путями: либо огибали Новую Землю с севера, через мыс Желания, либо с юга, через пролив Маточкин Шар. В этих двух местах и было предложено организовать радиостанции, чтобы они оперативно могли передавать на суда ледовую обстановку, а те в свою очередь могли бы выбирать оптимальный маршрут.
Строительство станции «Маточкин Шар» на Новой Земле. 1923 год
Станция в проливе Маточкин Шар открылась первой и стала самой первой именно советской станцией в Арктике.
Уже в 1921 году была проведена разведывательная экспедиция, которая выбрала подходящее место для станции.
16 ноября 1922 года вопрос о заселении Новой Земли и строительстве станций рассматривал Президиум Госплана.
7 марта 1923 Главному гидрографическому управлению было поручено организовать строительство станций. Для этого был организован Отдельный Северный гидрографический отряд во главе с Николаем Николаевичем Матусевичем.
6 октября 1923 года станция в проливе Маточкин Шар была открыта.
Станция «Маточкин Шар». Новая Земля. 1923 год
Строительство станции (1923 год)
Дома для станции в готовом виде были закуплены в Архангельске и в разобранном виде транспортированы на Новую Землю. Жилой одноэтажный дом на 15 комнат, отдельный дом для радиостанции, две кладовых, баня и дом для магнитных самописцев.
В августе 1923 года был заложен первый фундамент, а уже в сентябре обшивали утеплителем жилой дом, стоящий на этом фундаменте. Обшивали дом толем и досками, на крышу положили двойной слой досок. Продовольствия взяли на два года, но свежего мяса и зелени у зимовщиков не было, часть продуктов была плохого качества из-за того, что в стране «разруха» и их попросту невозможно было найти. Топливо также привезли с собой: 15 кубов дров и 70 тонн каменного угля. Зимовщики также завезли 18 ездовых собак и сани, ружья, запас патронов и меховую одежду. Были у полярников и предметы для радости: музыкальные инструменты и книги – два года долгий срок, и такие предметы важны для поддержания нормального психического состояния отдельного человека и всего коллектива.
Трудность строительства станции заключалась в том, что до 1930-ых годов (когда строительство станций велось активно и была создана большая сеть в Арктике), мало кто имел опыт строительства в подобных условиях. Станцию нужно было построить за один сезон (лето 1923 года), и всё, вплоть до последнего гвоздя, привезти с собой за один раз из Архангельска. Вернуться в Архангельск за недостающими комплектующими или забытыми стройматериалами не было возможности.
Строители ряд проблем решали на ходу. Оказалось, непросто установить радиомачты: при рытье ям под их фундамент и под бетонные якоря для опорных оттяжек выяснилось, что верхний слой грунта – это рассыпающийся сланец, перемешанный с глиной и землёй. Под этим тонким слоем начиналась вечная мерзлота. Ямы быстро заполнялись талой водой. Удалось полноценно поставить одну мачту высотой 60 метров, другую возвели только на 2/3.
Общая группа участников работ около здания радиостанции. 26 сентября 1923 год
Дальнейшая судьба станции (с 1924 по 40-е годы)
В 1924 году станцию «Маточкин Шар» преобразовали в Постоянную Полярную Геофизическую Обсерваторию (ППГО) – самую северную в мире. В обсерватории трудились сотрудники ведущих научных организаций СССР, которые изучали климатические условия восточной части Новой Земли, геологию, флору и фауну, выполняли магнитные, аэрологические и гидрологические исследования.
К 1928 году в Обсерватории действовало 4 отделения:
-
Гидрологическое. Производило взятие проб воды и измерение её температуры.
-
Метеорологическое. Вели наблюдения за температурами воздуха и грунта, измерялось сияние солнца в течение дня и т.д.
-
Магнитное. Наблюдение за магнитным полем земли велось с помощью двух самописцев, установленных в отдельном здании.
-
Аэрологическое. Сотрудники отделения запускали шары-пилоты и специальные змейки. Приборы поднимал вверх специальный коробчатый воздушный змей на стальной проволоке. В воздух поднимался метеограф, он измерял изменение давления с изменением высоты.
На змейковой площадке перед запуском аэрозмеев. Полярная станция «Маточкин Шар». 1929 год
Полученные в результате наблюдений данные позволили сделать вывод, что окрестные горы существенно влияют на метеоданные и из-за этого результаты плохо отражают реальную метеообстановку. В 1934 году было принято решение открыть новые станции на западе и востоке Маточкина Шара – на мысах Бакан и Выходной.
Обсерватория «Маточкин Шар», после открытия новых станций, стала терять своё значение и была окончательно закрыта в 1940-ых годах.
Особенности быта сотрудников станции
П.В. Ушаков в своих воспоминаниях о работе Обсерватории «Маточкин Шар в 1928 году пишет:
«В главной инструкции для начальников радиостанции, между прочим, мы читаем следующие подробности. Все сотрудники станции обязаны вставать к утреннему чаю; спать днём и читать в кровати после ужина не дозволяется. Часы расписания еды должны строго соблюдаться. Начальник обязан следить, чтобы каждый в течение дня имел достаточный моцион; в случае отсутствия последнего начальник должен организовать общие работы (уборка снега и пр.) или принудительные прогулки. Один из пунктов этой инструкции так же гласит, что всё огнестрельное оружие, находящееся на станции, должно храниться у начальника и он вправе выдавать его лишь в случае необходимости. На станции зимует лекарский помощник, который следит за здоровьем каждого сотрудника…»
Сотрудники Обсерватории «Маточкин Шар». 1928 год
Распорядок дня был таков:
В 8 часов утра общий подъём.
С 8 30 до 9 30 утренний кофе или чай.
13 часов обед.
19 часов ужин.
В 12 часов ночи полагалось ложиться спать и общий электрический свет выключался, но так как почти у всех сотрудников были керосиновые лампы, то обычно все ложились позже.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic