Как связать Пушкина и Север? «Найти» Лукоморье – в Поморье: глава Поморского землячества в СПб опубликовал исследование на эту тему
Работа под названием «Историко-психологическое исследование границ Лукоморья» опубликована в сборнике докладов научной конференции

Буторин Д. Н. (1891-1960, Палех, Ивановская обл.), Шкатулка «У Лукоморья», 1927. Папье-маше, темпера, золото, лак, миниатюрная живопись. 9,5 х 28 х 7,5 / rusmuseumvrm.ru
6 июня, в Пушкинский день, известный также как День русского языка, архангельское издание «Правда Севера» рассказало об одной исследовательской работе, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина, а конкретно – его поэме «Руслан и Людмила», а еще конкретнее – Лукоморью и его географической принадлежности. Где на самом деле «находится» Лукоморье? Где его истоки?
В этой работе человек с большим количеством регалий и интересов: адвокат, советник президента Международного объединения детективов, глава Поморского землячества в Санкт-Петербурге, занимающийся историей и краеведением, и пишущий кандидатскую диссертацию, в которой исследует историю судоходства в Архангельской губернии в XIX веке – приводит аргументы в пользу того, что Пушкин под Лукоморьем подразумевал Поморье, Архангельскую область. Исследование под названием «Историко-психологическое исследование границ Лукоморья» уже опубликовано в сборнике докладов научной конференции Международной ассоциации исторической психологии имени профессора Старцева. Конференция прошла в мае 2024 года в Санкт-Петербурге, сборник вышел под редакцией доктора исторических наук, профессора Сергея Полторака.
Предки автора исторического расследования загадочной страны из произведения Александра Пушкина, Павла Вялых, – из Холмогорья, его прадед Семен Куликов в селе Курья Холмогорского уезда держал флот из шести судов.
И вот Павел Вялых объяснил каждую строчку «Лукоморья» с точки зрения принадлежности к Архнгельской области – с целью подарить родине туристический бренд «сказочного Лукоморья», тем более что оно созвучно: Лукоморье – Поморье.
На вопрос об истоках идеи автор пояснил: «“Лукоморье» встречается в различных исторических и литературных источниках. Один из первых — “Повесть временных лет” – определял данную местность на Севере, в районе Карского моря. И на карте Российской империи конца 1720 года именно в этом месте Лукоморье нанесено как географический объект (апрочем, на старых картах были и другие его локализации). Также мы знаем, что на территории Русского Севера располагалась таинственная и загадочная страна Биармия. Михайло Ломоносов сообщил о ней в своих исторических трудах, указав, что предположительно она находилась на территории современной Архангельской области. Биармия и Лукоморье: одна реально существующая древняя страна, другая – мифологизированная».
Весь сюжет поэмы «Руслан и Людмила», как уточняет Павел Вялых, состоит в описании путешествия героев на север, «в земли доброго волшебника-финна. Старуха-колдунья указывает, где искать похитителя Людмилы:
Она дорожною клюкой
Ему на север указала.
Или:
Зима приближилась – Руслан
Свой путь отважно продолжает
На дальный север…
Избушка на курьих ножках, стоящая без окон, без дверей, – отсылает к реальным и ныне встречающимся на севере постройкам, стоящим на столбах-сваях.
А баба-яга – это женщина, одетая в ягу – северную женскую одежду, вывернутую мехом наружу.
«Там русский дух, там Русью пахнет…» – эта строчка тоже отсылает, по словам автора, на Север: «испокон веков истинная деревянная Русь с ее преданиями, сказаниями, морозами и природными красотами была на Севере».
Исследователь нашел северные/поморские объяснения всем строчкам Пушкина. И даже нашел подтверждение у другого автора – Леонида Мартынова в его стихотворении «Лукоморье», написанном в 1945 году о путешествии туда своего пращура:
«Здравствуй, северная Русь!
Ты, Югра-соседка, здравствуй!
Сказка, здесь над былью властвуй!
Различить вас не берусь…
…Что мой пращур?
Голытьба!
Он в лохмотьях шел тайгою.
Но свела его судьба с мудрой бабою-ягою,
То есть с женщиной в яге – в теплой
северной одежде…
Я о встрече той в тайге вспоминаю
и в надежде,
Что этнографы прочтут и обдумать им
придется
Вск изложенное тут.
Шуба женская зовется
Там, на севере, ягой.
Знай, этнограф дорогой!..
…Знаю я:
Где север дик,
Где сполоха ал язык, –
Там и будет Лукоморье!»
«Право каждого – соглашаться или нет с моим мнением», – говорит автор исследования. – «На то оно и сказочное Лукоморье, чтобы быть и оставаться сказкой, будоражить умы людей. Но если Великий Устюг — родина Деда Мороза, то почему бы Архангельской области не стать страной Лукоморье?»
Подробнее изучить аргументы Павла Вялых нужно в материале «Правда Севера».