Художественный бунт иглы и нити
Саамская художница из Швеции Бритта Маракатт-Лабба и ее борьба с воронами, крысами и культурными стереотипами, окружающими саамское искусство
Фрагмент работы «История»(Historia), 2003–07, вышивка, печать, аппликация, шерсть, лен. Автор: Jürgen Krug, flickr.com
Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в обширные арктические архивы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в сентябре 2022 года – о художнице, родившейся в семье оленеводов, рассказывающей, вышивая, истории и живущей согласно традиционной саамской мудрости: «Да не разорят мои руки землю, данную мне взаймы».
Мы – это то, что рассказываем о себе себе же и другим, – так утверждают специалисты.
Казалось бы – какая простота! Какой простор фантазии! Рассказывай любые небылицы и пожинай плоды. Но почему-то мы не очень изобретательны в рассказах о себе. Так – привираем по мелочи, без особой пользы. Исключения: область клинической психиатрии и – искусство.
И если в психиатрии рассказ о себе влияет только на диагноз, то в сфере искусства на основе личных рассказов – рукотворных «микроисторий» – формируются образы не просто людей, а – событий, эпох, цивилизаций. На основе культурных артефактов вообще базировалась история как таковая.
Вот и саамская художница из Швеции Бритта Маракатт-Лабба рассказывает истории, и за 40 лет нарассказывала на множество выставок, наград, грантов и стипендий, медаль от короля Швеции и шведского правительства, и участие в Венецианской биеннале 2022 года.
«Да не разорят мои руки землю, данную мне взаймы»
«Какая граница? У нас нет границ в Сапми».
Бритта Маракатт-Лабба
Сапми (Sápmi) – это самоназвание места проживания древнего саамского этноса (а некоторые считают, что и расы) – «страны саамов», необычной формации, располагающейся на территориях Норвегии, Финляндии, Швеции и России.
Саамы – кочевники-оленеводы, охотники и рыбаки, как и все северные общинные этносы, – ценят природу, от которой зависит их жизнь, неизмеримо выше, чем оторванные от земли «цивилизованные народы». Верования и обычаи северян очень рациональны и при этом нравственны, и духовны – и это не завет Канта, а суровая практическая необходимость – иначе не выжить.
Бритта Маракатт-Лабба, родившаяся в семье оленеводов, рассказывала журналисту Хокану Стенлунду, что, когда саамы собирают ягоды или ловят рыбу, они произносят своего рода молитву или заклинание: «Да не разорят мои руки землю, данную мне взаймы».
Хорошо бы эту фразу выучить всем на планете. Но – мы же цивилизация. Что мы, как эти, что ли. И – что такое взаймы? Все мое! Хочу – храню, хочу – разоряю...
«Жизнь – это постоянное взаимодействие событий и мифотворчества»
«Деньги меня не интересуют.
Если бы это было важно для меня, я бы никогда
не начала делать искусство сопротивления.
Достижение славы также не было движущей силой».
Бритта Маракатт-Лабба
Бритта родилась в 1951 году, выросла с девятью братьями и сестрами, потом училась в школе-интернате для детей кочевников в самом северном поселке Швеции – Каресуандо. Этот период вспоминается художнице как горькое время нищеты в месте, преисполненном расизмом и презрением к саамам. Учителя и воспитатели общежития наказывали детей за то, что они говорили на саамском. Вынужденность защищаться и быть в оппозиции – черты, которые Бритта Маракатт-Лабба сохранила в себе навсегда.
Зато в Академии искусства и дизайна в Гётеборге, куда она поступила позже, была другая крайность: там саамка считалась экзотикой. Эти две крайности оставили привычку присутствовать, но быть вне контекста.
Когда Бритта начала заниматься своим искусством в 1970-х годах, вышивка была совсем не в моде, и люди, хихикая, сравнивали ее работы с кухонными полотенцами своих бабушек. Китч какой-то, считали все.
Но в 1978 году Маракатт-Лабба вошла в легендарную Mázejoavku – базирующуюся в деревне Máze первую группу саамских художников и одну из первых в мире, объявившей себя коллективом коренных художников.
Тогда было время, когда саамские художники считались любителями в устоявшемся мире искусства. Но восемь членов группы Mázejoavku получили художественное образование в западноевропейской традиции и требовали, чтобы к ним относились серьезно – как к «настоящим» художникам, а их работы не считали «народным искусством».
«Задача художников – открывать глаза другим людям; мы должны быть авангардом. В Mázejoavku мы были именно таким авангардом: мы открывали закрытые двери, а это было совсем не просто в строго традиционном обществе», – рассказывала Маракатт-Лабба в интервью саамскому автору Сюзанне Хетте, написавшей об этом книгу.
Члены группы Mázejoavku стали ключевой силой во время протеста в 1981 году против строительства плотины и гидроэлектростанции на реке Альта в Норвегии – с запланированным затоплением саамских деревень, что должно было привести к переселению жителей, нарушению миграции оленей и ловли дикого лосося, то есть грозило изменить всю жизнь местных саамов.
Но протесты были жестко подавлены большим количеством полицейских, плотина построена, а восемьсот протестующих, в том числе и Бритта Маракатт-Лабба, оказались в тюрьме.
И одним из самых сильных произведений художницы стала работа «Вороны» (Garrját) – об этом конфликте на реке Альта. Ворон для саамов – существо, которое хищно хватает все, что может. По сюжету – издалека летят вороны и, приземлившись, превращаются в полицейских, которые маршируют навстречу протестующим и арестовывают их. «Картинка по-прежнему актуальна», – утверждает Маракатт-Лабба.
Еще одно политическое высказывание – это работа «Кошмар» (Deattán): полчища крыс расползаются по хижине и поедают людей, спящих у очага.
«Для меня очень важна политика, и в последнее время я сделала много картин о проблемах климата, о разведке и добыче полезных ископаемых. Мы отнимаем все больше и больше земли и воды, а деревья вырубаются. Это трагично. Мы должны протестовать против этого, потому что иначе как будут жить будущие поколения?» – говорит Маракатт-Лабба.
«Художнику всегда есть над чем работать»
«Я могла бы все время путешествовать, если бы захотела,
рассказывать о себе и своем искусстве, читать лекции,
но это неинтересно.
Я хочу рассказывать истории».
Бритта Маракатт-Лабба
Сейчас Бритта Маракатт-Лабба – одна из ведущих художниц по текстилю в скандинавском регионе. Она работает без предварительных набросков: «Я вижу формы на ткани, прежде чем начать, чувствую, пробую, и тогда ткань говорит со мной. Иногда картина, которая возникает, полностью отличается от того, что я себе представляла. Это чудесно!»
Маракатт-Лабба стала известна в мире после крупной международной выставки Documenta в 2017 году. Представленная там вышивка «История» (Historia), символично отображающая историю саамского народа на холсте длиной 24 метра, была номинирована как одна из десяти самых значительных работ выставки, и названа историческим прорывом в саамском искусстве.
«Художнику всегда есть над чем работать» – слова матери Бритты Маракатт-Лаббы, «благословившей» дочь на этот путь трудоголизма и самодисциплины.
И она не только вышивает, но и иллюстрирует книги, преподает, шьет ризы и костюмы, делает скульптуры из камня и дерева, даже придумывала хореографию для саамских театров. Ее работы – в коллекциях музеев и галерей, экспозициях международных выставок, в школах, церквях, больницах и мэриях.
Известная мастерица живет с мужем-оленеводом недалеко от того места, где родилась, дорожит образами в своей голове и с утра до ночи «рассказывает истории». А журналисты и искусствоведы размышляют – что же такое эти ее вышитые льняные тряпочки? Саамское искусство? Текстильное искусство? Актуальное искусство?...
Это просто искусство. Трепетное и живое искусство – борющееся, вдохновляющее, заставляющее думать и понимать. Объединяющее!
Любопытно, как перекликаются голоса настоящих мастеров. Вот слова другого представителя угро-финского мира – жившего за тысячи километров от саамской вышивальщицы гениального (без шуток и натяжек) ханты-мансийского художника Геннадия Райшева: «Есть особое состояние, которое не даёт возможности останавливаться. Внутренняя динамика и образы не дают покоя. Чтобы от них освободиться, я должен работать». Так говорил Райшев в интервью для «АиФ-Югра» в 2010-м, и добавлял, что художником движет состояние удивления миром: «Оно ежедневно. Может, я не совсем нормальный человек, потому что как удивился один раз в детстве, так и не могу до сих пор от этого освободиться».
…Да и нерассказанных историй еще полно.
Увидеть все 24 метра вышивки «История» (Historia) пофрагментно и прочитать краткое авторское описание художественной космогонии саамов можно здесь.
Или посмотреть завораживающее видео – почти мультфильм – под традиционное саамское песнопение – йоик.
При подготовке статьи использованы информационные материалы сайтов: kunstkritikk.com (автор: Susanne Hetta); swedishlapland.com (автор: Hаkan Stenlund); kunstkritikk.com (автор: Andreas Mangione); ugra.aif.ru.
***
Анна Щетинина, специально для GoArctic