Сейчас в Мурманске

07:44 16 ˚С Погода
18+

«Контракт века»: советский газопровод, немецкие турбины и американская разведка

Консультанты фильма, похоже, не смогли договориться.

Перестройка Арктический газ
Валерий Кондаков
13 ноября, 2022, 15:40

«Контракт века»: советский газопровод, немецкие турбины и американская разведка
Плакат фильма «Контакт века»


40 лет назад (13 ноября 1982 года) произошло беспрецедентное событие: президент США (бывший актер) Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго на поставку нефтегазового оборудования в СССР. Вдвойне странно, что сделать это его вынудила консолидированная позиция лидеров Германии, Франции, Великобритании и Италии. Европе нужен был русский газ, а СССР нуждался в турбинах (и трубах большого диаметра). Сделка века была совершена несмотря на противодействие из-за океана. В 1985 году об этих событиях был снят фильм «Контракт века» (режиссер Александр Муратов).

В этом кинофильме показаны события 1981-1983 гг., связанные с контрактом «газ – трубы»: от получения немецких кредитов до пуска газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород». В начале картины советская делегация в составе: Андрея Бессонова (Олег Борисов), Ивана Фетисова (Владимир Гостюхин), Николая Гусева (Николай Караченцов), Олега Ерофеева (Юрий Гусев), ведет переговоры с представителями немецких банков о предоставлении кредита, а агент ЦРУ Смит (Валентин Гафт) и его помощник Поль (Лембит Ульфсак) всячески пытаются этому помешать. Ведь американским угольным компаниям не нравится, что европейцы вместо их продукции будут покупать русский газ, да и правительство США понимает, что таким образом СССР сможет «энергетически давить» на Европу.


2.jpg

Советская делегация. Кадр из фильма «Контракт века»


Железная выдержка Бессонова склоняет банкиров к выгодной русским процентной ставке – 7,5%, хотя кредиты под такой процент дают «только слаборазвитым странам, а русские каждый день запускают ракеты, притворяясь бедными». При этом немцы признают, что «русские – надежные клиенты, а кроме них есть еще другие страны, которым нужен русский газ». 

Итак, соглашение заключено и теперь на полученные дойчмарки необходимо закупить немецкие газовые турбины (в реальности еще закупались трубы большого диаметра). Этому также пытаются мешать американцы: они давят на немецкое правительство, а агент Смит добывает информацию, что для производства немецкой стали нужен кубинский никель. Под предлогом того, что Кастро сотоварищи национализировал американские предприятия по добыче никеля, президент Рейган объявляет об эмбарго на поставку европейского нефтегазового оборудования, изготавливаемого по лицензии США. Пусть от этого пострадают американские компании и нужно уволить три тысячи рабочих. Также предлогом к введению эмбарго является использование для прокладки газопровода труда заключенных.


3.jpg

Фетисов и Гусев. Кадр из фильма «Контракт века»


В это время находящийся в Москве Фетисов предлагает проект реального импортозамещения – переоборудовать для производства газовых турбин сибирский завод по изготовлению турбин авиационных. Проект одобряется руководством, и Фетисов летит в Сибирь. В самолете он знакомится с депутатом Дмитрием Сергеевичем (Артем Иноземцев), который с почвеннических позиций (как член т.н. «Русской партии») критикует добычу и продажу ресурсов за рубеж. Интересно, что ряд высказываний депутата Дмитрия Сергеевича совпадает с мнением генерала КГБ (ставшего в России депутатом Государственной думы от партии «Родина») Н.С. Леонова, который был главным консультантом фильма.

Когда Фетисов прибывает на завод в Нижнесибирске, выясняется, что его директором является тот самый Дмитрий Сергеевич. Иван Степанович убеждает его, что СССР находится на «газовой подушке» и что сейчас уже идет торговая война и надо продавать газ в Европу, потому что скоро появятся альтернативные источники энергии. Завод начинают переоснащать, к тому же против американского эмбарго высказываются канцлер Шмидт, Франсуа Миттеран, Маргарет Тэтчер, итальянский прокурор Лючиано, а также губернатор штата Иллинойс и сам Ричард Никсон.


4.jpg

Штилике и Бессонов. Кадр из фильма «Контракт века»


В ЦРУ не могут этого стерпеть и с помощью мафиозного дона-наркоторговца организуют устранение итальянского прокурора. Кроме того, с помощью шантажа агенту Смиту удается довести до самоубийства президента концерна «Манфорд» (в реальности поставкой труб занималась фирма «Маннесман») Штилике (Ольгерт Кродерс). Эрнст Штилике считал, что он «достаточно стар и богат, чтобы иметь свое мнение», но давление через жену (с которой у вездесущего агента Смита есть совместный ребенок) привело к тому, что он впервые после 1943 года взялся за оружие и застрелился.

Из-за невинной фотографии Гусева с Элен Штилике (Элле Кулль), сделанной «продажным журналистом» Кларком и размещенной в газетах, советский специалист в срочном порядке покидает ФРГ. Он и так «находился под колпаком» у сотрудника КГБ по фамилии Ордынцев (Вадим Яковлев). Тому постоянно не нравились «подкаты» Гусева к секретарше, то, что тот ходил без галстука, покупал по заказу жены вещи в немецких магазинах и т.д. В итоге Гусев увольняется с работы, от него уходит жена, хотя друзья Бессонов и Фетисов пытаются ему помочь. В ответ на компанию против Гусева КГБ разоблачает агента Смита, и того выдворяют из ФРГ, как ранее из других стран, где тот работал.


5.jpg

Ордынцев. Кадр из фильма «Контракт века»


В конце фильма Фетисов рассуждает, что «у этой истории будет продолжение и оно коснется всех нас, так как слишком много проблем накопилось в мире». Он пытается преследовать загадочную женщину, похожую на погибшую от взрыва в Лондоне жену, но ему мешает правительственный кортеж из черных автомобилей «Волга».

Также в завершении показывают 2-го Министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Б.Е. Щербину, который в год выхода фильма «Контракт века» сыграет свою значимую роль в другом известном событии. Он сделает это так, что о нем снимут популярный американский сериал. Впрочем, это уже совсем другая история…

Кинокартина «Контракт века», снятая в самом начале перестройки, несет в себе все черты того времени: с одной стороны, в духе соцреализма показана деятельность честных советских работников, документальные кадры прокладки труб газопровода и пр., а с другой, сцены, демонстрирующие немецкие будни, сняты с любовью к «западному образу жизни»: например, кадры распития молочных коктейлей в «Макдональдсе» или пива в придорожном заведении. К тому же постоянно мелькают автомобили «Мерседес», так что съемочную группу можно заподозрить в «продакт-плейсменте».


6.jpg

Гусев и Ордынцев. Кадр из фильма «Контракт века»


Телефильм «Контракт века» получился достаточно двойственным: многие сюжетные ходы оборваны, некоторые сцены нелогичны, вероятно, из-за того, что сценарный сюжет Эдуарда Володарского пришлось менять по ходу съемки. Возможно, на сюжетные линии влияли консультанты фильма: О.Д. Калугин и Н.А. Кондаков. Если о последнем ничего не известно (возможно, Кондаков – это псевдоним), то Олег Данилович Калугин – личность известная. Через пять лет после съемки фильма этот бывший генерал-майор КГБ (и друг А.Н. Яковлева) стал активным участником движения «Демократическая Россия», выступал с разоблачительными заявлениями о деятельности КГБ, а еще через пять лет уехал в США и уже там помогал ЦРУ в раскрытии советских агентов. За это его стали считать предателем и его коллега по консультированию фильма «Контракт века» Н.С. Леонов, и президент России В.В. Путин.

Может, и в этом телефильме консультанты не смогли договориться: Леонов отвечал за «консервативную линию», а Калугин – за «либеральную», поэтому и сам фильм, и некоторые образы вышли «неоднозначными».

В фильме показано противостояние «нового, перестроечного человека» – Гусева, который признает, что «сталь у них (немцев) все же лучше нашей», и спорит с сотрудником КГБ Ордынцевым (какая говорящая фамилия), что нужно здесь быть свободнее, а «мы слишком часто ходим засупоненные (т.е. в галстуках)». В итоге Ордынцев основательно испортил Гусеву карьеру и жизнь, хотя, с другой стороны, он оказался прав и «либеральность» Николая Петровича была использована против советской стороны.


7.jpg

Отличный пример советского юмора. Источник: taxfree.livejournal.com


В фильме много документальных вставок, демонстрирующих «западную военщину» и «загнивание»: от показа компьютерных игр, панков и брейкеров до разгона демонстраций и выстрела Маргарет Тэтчер из пушки во время Фолклендской войны. Этим кадрам противопоставляется документальная съемка мирного труда рабочих по изготовлению советских турбин и прокладке газопровода в условиях арктической мерзлоты.

В фильме встречаются и достаточно опасные шутки, понятные только «своим»: например, депутат-директор завода Дмитрий Сергеевич говорит Фетисову, что мы пытаемся доказать всему миру, что «советский слон – самый большой слон в мире». С одной стороны, это высказывание отсылает к анекдотичной фразе «СССР – родина слонов», характеризующей «борьбу с космополитизмом», с другой стороны, намекает на Соловецкий лагерь особого назначения (аббревиатура СЛОН).


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике