Красота и тайна, которым 300 лет: в Якутии показали не имеющий аналогов в якутской археологии артефакт, найденный в арктическом захоронении
Древняя ритуально-обрядовая одежда предположительно принадлежала удаганке из эвенкийского народа
Фрагмент элементов украшения артефакта XVIII века. Источник: культура-оленек.рф
В историческом парке «Россия – моя история» в Якутске открылась выставка «Код предков – сквозь глубину веков», центральным экспонатом которой стал не имеющий аналогов в якутской археологии набор артефактов: остатки ритуально-обрядовой одежды – тунгусского бисерного кафтана-безрукавки и украшения головного убора, предположительно принадлежавших удаганке XVIII века из эвенкийского народа, наземное захоронение которой было найдено в Оленекском районе республики, передает ЯСИА. На выставке, работающей с 25 сентября по 10 октября представлены и другие предметы из того же захоронения.
Стенд с выставки. Источник: культура-оленек.рф
Удаганки – это женщины-шаманки в якутской народной культуре, в архаическом эпосе саха упоминались удаганки-помощницы (посредницы, целительницы) и удаганки-воительницы.
«Тунгусский кафтан-безрукавка – самый яркий и древний артефакт, найденный в арангасах (шаманских захоронениях) Оленекского района и сохранившийся практически в полном комплекте, – передает ЯСИА слова зампредседателя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Вячеслава Шадрина. – Мы предполагаем, что кафтан принадлежал удаганке среднего возраста, потому что захоронение находилось в табуированном месте и местные жители не хотели его тревожить. Археолог Никита Архипов транспортировал его из упавшего воздушного погребения и передал в фонд Оленекского музея, который тогда еще создавался». Якутский археолог, доктор исторических наук Никита Архипов обнаружил захоронение в 1984 году в 200 км от села Оленёк, в устье речки Сурак. В период с 1978 по 1988 годы исследователь нашёл в тех местах около 40 подобных погребений.
Отреставрированные детали артефакта. Источник: культура-оленек.рф
Тунгусский кафтан-безрукавка удаганки создан из оленьей кожи, имеет распашной покров, орнамент из синего бисера и множества серебряных элементов по контуру. Два года до экспонирования он реставрировался во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря в Москве, и представлен в обновленном виде впервые после реставрации. После кафтан вернется в Оленекский историко-этнографический музей народов Севера, в фонде которого состоит.
На якутском и тунгусском языках шаманку называют не удаганка, а удаган: «ут» или «от» означает «огонь», а «ган» – суффикс женского рода. Близки по звучанию и имеют аналогичный смысл определения и в других сибирских и азиатских языках – утган, одегон.
Стенд с выставки. Источник: культура-оленек.рф
Воздушный (наземный) тип захоронения, арангас – наиболее древний в Якутии (помимо сжигания, которое производилось редко, и закапывания, которое стало нормой после христианизации региона). Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали два или четыре (а то и восемь) рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте от 70 см до полутора метров соединяли перекладинами. На этих перекладинах строилась погребальная камера в виде сруба, внутри которой устанавливали гроб–колоду из двух половинок ствола и закрепляли створки. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн, превращая в подобие «курьих ножен». Образцы таких захоронений сейчас можно увидеть в Музее дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса Якутии.
А хрустальный гроб со спящей царевной и избушка на курьих ножках ;из русских сказок, возможно, имеют в основе идущую из древности информацию о северных воздушных погребениях – тогда понятен и страх добрых молодцев перед случайно обнаруженной и на вид безобидной лесной «избушкой», и ее обитательницей. Удаганкой?
Множество фотографий с выставки – в материале ЯСИА.
Фото с презентации проекта. Источник: /mr-olenek.ru