Сейчас в Мурманске

16:59
18+

«Курс на Север»: выставка-навигатор от Пушкинского музея

Выставка работает с 28 августа по 12 октября в галерее искусства стран Европы и Америки и посвящена «художественному осмыслению образа Крайнего Севера»

Изобразительное искусство Искусство Выставка Музей Интервью
Алексей Егоров
10 сентября, 2025, 12:33
«Курс на Север»: выставка-навигатор от Пушкинского музея

Фото Игоря Кузнецова / GoArctic

В масштабах Пушкинского музея выставка небольшая – она занимает лишь залы первого этажа в галерее искусства стран Европы и Америки, временно потеснив основную экспозицию.

Сделана она с любовью и знанием северной тематики, понимаемой, впрочем, несколько шире привычных её очертаний, о чём и рассказано устами кураторов выставки.

Если же вы в Москве или будете здесь хотя бы проездом в ближайший месяц, очень советую выставку посетить и проникнуться красотой северных пейзажей, вглядеться в лица коренных жителей и увидеть картины, написанные их представителями, например, замечательную работу Константина Панкова «Синее озеро».

С Рокуэллом Кентом нам особенно повезло в том смысле, что множество его работ хранятся именно в Пушкинском. Но в основной экспозиции их все, конечно, одновременно не увидеть. Так что пользуйтесь случаем – идите на выставку и будет вам интересно.

Игорь Кузнецов, главный редактор GoArctic


Ненецкий примитивизм Константина Панкова. Здесь и далее фото предоставлены ГМИИ имени А.С. Пушкина


О том, каким получился образ Крайнего Севера на выставке в Пушкинском, специально для GoArctic поведали кураторы проекта (и по совместительству сотрудники музея) – завотделом нового западного искусства Александра Данилова и хранитель фонда графики стран Америки и Восточной Европы XX века Анна Чернышева.

Наш американец Рокуэлл Кент

По словам Александры, отправной точкой для организации выставки стала коллекция произведений Рокуэлла Кента – американского художника, подолгу жившего и работавшего на Аляске и в Гренландии. Левые взгляды Кента сделали его жертвой нападок у себя на родине и, наоборот, востребованным в СССР. В 1967 году художнику даже присудили Международную Ленинскую премию.

Около 900 своих работ Рокуэлл Кент передал в дар Советскому Союзу. Большая их часть находится в коллекции Пушкинского музея. «Собственно, размышляя о творчестве Рокуэлла Кента, - рассказывает Александра, - мы вспомнили и о других художниках, которых манили северные земли. Поискали в запасниках их работы и с удивлением обнаружили, что их хватит на целую выставку. Многие вещи мы показываем впервые».

В виду специализации музея на выставке не представлены авторы, которые считаются обязательными для проектов северной тематики: Александр Борисов и Константин Коровин. «В декабре откроется выставка в Третьяковке («Арктика. Полюс цвета» - ред.), - объясняет Александра, - там они все будут. Наш проект – это скорее эскиз большого художественного исследования. Но мы, во-первых, показали многогранность Севера, а, во-вторых, некоторые важные моменты из истории его освоения».



Один из аляскинских пейзажей Рокуэлла Кента


«Немножко западнее Байкала»

В процессе работы над выставкой выяснилось, что разные авторы по-разному понимают географические рамки Крайнего Севера. Александра вспоминает, как нашла в фондах музея цикл работ Бориса Лебединского, который так и назывался «На Крайнем Севере». В действительности художник никогда там не был, а цикл создал по итогам поездок на земли, расположенные «немножко западнее Байкала».



Александр Белашов запечатлел Север вот в таких необычных скульптурах


От общепринятого понимания Крайнего Севера как территории за полярным кругом отошли и кураторы выставки. Для них ориентиром был маршрут Северного морского пути. Мурманская область представлена на выставке серией гравюр Виктора Бибикова и Александра Меркулова о строительстве Туломской ГЭС, а Дальний Восток графикой Евгении Эвенбах. 

В начале 1930-х годов Евгения Эвенбах как иллюстратор участвовала в создании букварей для коренных народов Приамурья. (Да, эту территорию кураторы выставки тоже отнесли к Северу.) «Художница ездила в экспедиции на Амур, - рассказывает Анна Чернышева, - и привозила из них художественный материал, который имеет еще и этнографическую ценность. По рисункам Эвенбах мы можем судить, как выглядели и чем жили нанайцы до начала ассимиляционных процессов советского периода».



Таким видели Архангельск европейские мастера гравюры


И Булатов тоже

Из современных художников на выставке представлены работы Евгения Зимирева, Алены Кирцовой, Нелли Фроловой и, неожиданно, Эрика Булатова… Хотя почему неожиданно?! Булатов и другие концептуалисты в советский период не имели возможности открыто выставляться, и зарабатывали на жизнь книжной иллюстрацией. Эрик Владимирович среди прочего иллюстрировал саамские сказки.

Алена Кирцова родилась на Шпицбергене, а воронежка Нелли Фролова – участница проекта «Дорогой северных пленэров» от АНО «Центр Арктических инициатив». Этим летом на средства Центра она ездила в Архангельск для создания серии гравюр о ледоколе «Михаил Сомов». На фестивале печатной графики «БурамагинФест» в Вологде серию оценила Анна Чернышева и предложила художнице присоединиться к выставочному проекту Пушкинского музея.



Шпицберген в работах Виталия Чапкина


Евгений Зимирев не только художник, но и путешественник. В 1991 году он под началом Юрия Наумова ходил на коче «Помор» на Аляску. (Тогда как раз отмечалось 250-летие открытия Русской Америки.) Задачей художника было фиксировать на бумаге знаковые и будничные моменты опасного путешествия. На выставке в Пушкинском посетители могут увидеть два архангельских пейзажа Зимирева.

Кочей на выставке не увидеть, зато прямо посередине одного из залов стоит макет другого типа поморских судов – карбаса. На таких в XVII веке ходили в «златокипящую Мангазею». В прошлом году исторический маршрут (более 3 тысяч километров от Архангельска до места слияния рек Таз и Мангазейки) повторили участники проекта «Мангазейский морской ход».



Презентация проекта «Мангазейский морской ход»


Карбас, а также природные дары арктических широт в виде рогов оленя, раковин моллюсков и лишайников в аккуратных ящичках придают выставке интерактивности. А главное рождают у посетителя желание в ближайший отпуск поехать куда-нибудь на Север. По курсу, указанному Пушкинским музеем.


 

Стеен Кнут «Четверо»


  

***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

 

далее в рубрике