Некоторые маяки Скандинавии: история и современность
Они действующие, при этом являются ещё и популярными туристическими объектами

Маяк Слетнес. Фото: Alexander Ulyanov / CC BY-ND 4.0
Маяк Слетнес, Норвегия
На северном побережье Норвегии в регионе Финнмарк, неподалёку от небольшого рыбацкого посёлка Гавик, стоит маяк Слетнес. Расположенный на 71-й параллели, он считается самым северным на материковой части мира. Его история полна испытаний, разрушений и возрождений – по сей день он продолжает служить ориентиром как для моряков, так и для туристов.
Построенный в 1905 году, маяк обеспечивал безопасность судоходства в Баренцевом море на протяжении последующих сорока лет. Однако Вторая мировая война не прошла бесследно – в 1944 году отступающие немецкие войска разрушили здание, пытаясь оставить как можно меньше полезной инфраструктуры для противника. После окончания войны местные жители и власти решили восстановить строение, жизненно необходимое для судоходства. Уже к 1948 году маяк вновь зажёг свой свет, став символом возрождения и силы северных народов. Восстановление шло с учетом оригинального проекта, а все материалы для реконструкции доставляли по воде, несмотря на сложные погодные условия и отсутствие каких-либо световых ориентиров.
Конструкция здания уникальна для скандинавских маяков. В отличие от типичных каменных или бетонных строений, Слетнес представляет собой литую железную башню, собранную из больших чугунных сегментов и окрашенную в традиционные бело-красные полосы. Такая конструкция обусловлена суровыми климатическими условиями: она выдерживает мощные ветры и перепады температур, которые характерны для северной Норвегии. Высота башни составляет 39 метров, а свет маяка виден на расстоянии до 17 морских миль (примерно 31 километр).
Помимо самой башни, Слетнес представляет собой комплекс зданий, куда входит старая радиорубка, дом смотрителя и вспомогательные постройки. Сегодня эти здания превратились в мини-гостиницу и туристический центр, привлекающий путешественников со всего мира.
В 2005 году маяк был полностью автоматизирован и перестал нуждаться в постоянном присутствии смотрителя. Сегодня Слетнес продолжает выполнять свою главную функцию – освещать путь кораблям в Баренцевом море. Район вокруг маяка с начала 2000-х годов получил статус охраняемой природной территории.
Маяк открыт для посещений. В тёплые месяцы сюда приезжают туристы, чтобы понадлюдать за суровой северной природой, увидеть северное сияние и белые ночи. Зимой же путь к маяку затруднен из-за снегопадов и сильных ветров, поэтому в этот период Слетнес становится практически безлюдным.
Маяк Боргуден, Швеция
Маяк Боргуден в 1920-х гг. Фото: fyr.org / CC BY-SA 3.0
На западном побережье острова Хельгё, в северной части Ботнического залива, расположен маяк Боргуден. Он был введен в эксплуатацию в 1884 году для навигации судов, следующих к порту вдоль прибрежных вод северной Швеции. Его строительство стало частью обширной программы модернизации навигационного оборудования на Балтике в конце 19-го века, запущенной в связи с ростом морской торговли и необходимостью повышения безопасности судоходства.
Маяк представляет собой деревянную башню высотой около семи метров, примыкающую к двухэтажному жилому зданию, в котором располагался смотритель. Такая компоновка характерна для «жилых маяков» Швеции, сочетающих жилые и технические функции. Архитектурно башня выполнена в виде восьмигранной надстройки, установленной непосредственно на крыше жилого здания.
Несмотря на относительно небольшую высоту, расположение на скалистом мысе обеспечивает видимость огня маяка на расстоянии до десяти морских миль (около 18,5 километров). Первоначально свет обеспечивался керосиновой лампой и линзой Френеля. В 1950-х годах источником света стало электричество, а в 1969 году маяк был полностью автоматизирован. В настоящее время он функционирует в составе системы навигационного обеспечения шведского морского управления.
Фото: bothniancoastalroute.com
Каркас здания – древесина местной сосны, обработанная дёгтем и маслом для защиты от влаги и морского воздуха. Фасады обшиты вертикальной деревянной рейкой. Первоначально они были окрашены в традиционный для шведских маяков белый цвет с красной кровлей, но после масштабной реставрации в 2008 году перекрашены в тёмные тона.
Согласно историческим документам, маяк обслуживался одним смотрителем, который жил здесь круглогодично, часто с семьёй. Условия жизни были сложными, запасы топлива и продовольствия доставлялись заранее. В случае непредвиденных обстоятельств смотрители полагались на собственные ресурсы. В архивах сохранились сведения о многонедельной изоляции острова в 1941 году, когда смотритель и его семья без доступа к ресурсам были отрезаны от внешнего мира на 78 дней.
В начале 2000-х годов маяк и прилегающие здания передали в ведение муниципалитета, после чего был запущен проект по переоборудованию комплекса в туристический объект. Здание бывшего дома смотрителя вместе с башней было отреставрировано и адаптировано для туристического размещения: в летние месяцы здесь можно арендовать жилье в исторической обстановке.
Ежегодно маяк и его окрестности посещают от двух до трёх тысяч туристов, большая часть которых приезжает в тёплый сезон – с конца мая по начало сентября. Наибольший наплыв приходится на июль, когда на острове проходит музыкальный фестиваль Holmön Visfestival.
Маяк продолжает функционировать в качестве действующего навигационного объекта, входящего в систему береговой охраны и автоматизированного контроля навигационной безопасности Швеции. Свет маяка остаётся ориентиром для малых судов, яхт и рыболовных лодок, особенно в период с конца осени до начала весны.
Маяк Бенгтскар, Финляндия
Фото: bengtskar.fi
В начале 20-го века Финляндия переживала активное развитие морской торговли. Особенно оживлённым был маршрут вдоль юго-западного побережья, где многочисленные скалы и мелководья делали навигацию чрезвычайно опасной. В 1905 году, после череды кораблекрушений, было принято решение построить маяк, который бы повысил безопасность мореплавания в этом районе. Строить решили на крошечном скалистом острове Бенгтскар на юге страны, примерно в 25 километрах от континента. Строительство длилось всего девять месяцев – необычайно короткий срок, учитывая сложные погодные условия и удалённость острова.
Маяк Бенгтскар – самый высокий маяк Финляндии и один из самых известных маяков Балтийского моря. Его гранитная башня поднимается на 52 метра над уровнем моря. Маяк был спроектирован в духе северного модерна, соединяя функциональность и суровую красоту.
Здание построено из местного гранита, добытого прямо на острове. Его основание составляет массивную шестиугольную башню, увенчанную фонарным куполом. Внутри здания размещались не только служебные помещения, но и жилые комнаты для смотрителей маяка и их семей. Бергтскар оборудован кладовой, кухней, и даже часовней.
В течение нескольких десятилетий маяк исправно выполнял свою функцию, но события Второй мировой войны временно превратили его в стратегический объект. Самая известная страница в его истории – сражение 26 июля 1941 года, известное как битва за Бенгтскар. В этот день советские войска предприняли попытку высадиться на остров и лишить финскую сторону важного навигационного ориентира. В бою погибли более 30 человек с обеих сторон, и на здании до сих пор видны следы от пуль и осколков. В память об этих событиях на острове установлен мемориал.
После войны маяк продолжил функционировать вплоть до автоматизации в 1968 году. После этого остров опустел и начал постепенно разрушаться. В 1990-х годах началась реставрация маяка, инициированная частными лицами и общественными организациями.
Сегодня маяк Бенгтскар – это не только действующий маяк, но и туристический объект. В здании располагается музей, посвящённый его истории и мореплаванию в Финляндии, а также небольшая гостиница на несколько номеров. Летом на остров регулярно ходят экскурсионные катера, а число посетителей ежегодно достигает 15–20 тысяч человек.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic