На Северный полюс на воздушном шаре: экспедиция Андре в жизни и на экране
В 1895 году швед Саломон Август Андре предложил использовать воздушный шар для пролета над Северным полюсом. Эта экспедиция закончилась трагедией, о которой в 1982 году сняли художественный фильм «Полет Орла» (режиссер Ян Труэль)
Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в декабре 2021 года, где рассказано о создании во Франции шведского воздушного шара под названием «Орёл», путях экспедиции Андре, её исчезновении и экранизации таинственной истории.
К полюсу. Сердце запороша
Радостью, видит, клонясь над картой:
В нежных ладонях уносит шар
Голубоглазая Сольвейг – Арктика.
Фрагмент из стихотворения «Белый остров» Арсения Несмелова (1931 год)
5 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России публичный пуск небольшого теплового аэростата. В том же году воздушный шар впервые поднял в воздух человека. После этого воздушные шары неоднократно использовались для перемещений по воздуху. В 1895 году швед Саломон Август Андре предложил использовать воздушный шар для пролета над Северным полюсом. Эта экспедиция закончилась трагедией, о которой в 1982 году сняли художественный фильм «Полет Орла» (режиссер Ян Труэль).
Экспедиция
К концу XIX века Арктика и Антарктика оставались практически последними «белыми пятнами» земного шара. Туда стремились герои-первооткрыватели со всего мира и, особенно, из арктических стран. В то время как Норвегия была достойно представлена на этом поприще, «старшая по союзу» Швеция не могла похвастаться успехами в области арктических исследований.
Когда шведский инженер Андре предложил план, по которому ветер должен был перенести заполненный водородом воздушный шар со Шпицбергена в Берингов пролив, пройдя по пути над Северным полюсом, это было с энтузиазмом принято элитой страны. Был объявлен сбор средств на изготовление шара во Франции и подготовку к экспедиции. Большую часть суммы дали Альфред Нобель, Оскар Диксон и король Оскар II.
В Париже под руководством Анри Лашамбра был изготовлен воздушный шар, названный впоследствии «Орел». Он был оснащен «системой управления», состоящей из гайдропов – канатов, которые свисают с корзины воздушного шара и волочатся по земле, замедляя его движение.
В 1896 году экспедиция была готова, однако из-за отсутствия попутного ветра ее пришлось отложить на год. За это время изменился состав экспедиции: Нильс Густав Экхольм выразил сомнение в том, что конструкция «Орла» позволит выполнить поставленную задачу, так как во время полета теряется большая часть водорода, и отказался от участия. Многие исследователи из других стран, с богатыми традициями воздухоплавания, также критиковали план Андре. Даже дружественно настроенный лично к нему Фритьоф Нансен сомневался в успехе предприятия.
Подгоняемый инвесторами и прессой Андре не имел права на ошибку в 1897 году. 30 мая он вместе с молодыми исследователями: метеорологом Кнутом Френкелем и фотографом Нильсом Стриндбергом (родственником великого Августа Стриндберга) прибыл на Шпицберген. Наполнив полость шара водородом, они стали ждать попутного ветра. 11 июля, при устойчивом юго-западном ветре, путешественники поднялись в уже загруженную инвентарем и провиантом корзину и стартовали. Почти сразу шар стал лететь низко над водой, а большинство гайдропов оторвалось, что сделало его абсолютно неуправляемым. Чтобы избежать столкновения, путешественникам пришлось выбросить большую часть балласта (210 килограммов песка) за борт, и шар устремился ввысь. С тех пор его никто не видел…
Для связи с Большой землей использовались нетонущие буи и почтовые голуби. За все время были доставлены три послания (два с помощью буев и одно – голубя). Из них следовало, что полет проходит нормально. Больше сообщений доставлено не было.
Исчезновение экспедиции Андре породило массу домыслов, большинство из которых обвиняло в смерти ее участников представителей коренных народов Арктики. В 1930 году на острове Белый (Kvitøya) архипелага Шпицберген охотники на морского зверя обнаружили последнюю стоянку экспедиции Андре с останками ее членов и документацией (дневниками и фотоматериалами).
Из дневников следовало, что после взлета «Орел» провел в небе двое суток и три с половиной часа, после чего совершил вынужденное приземление. Далее три исследователя пошли по льду в сторону Шпицберген, при этом каждый из них тянул сани (с жесткой и неудобной конструкцией), груженые всяческой поклажей (от бутылок алкоголя и сгущенки до фотокамер и лодки).
В походе, продлившемся три месяца, им удалось пройти много километров, но все это было бесполезно, поскольку лед, по которому они шли, дрейфовал в противоположном направлении. По дороге Андре и соратники убивали белых медведей и питались их мясом, а также проводили фотофиксацию и исследования на местности.
В итоге 6 октября исследователи высадились на острове Белый, где умерли по неописанным причинам в течение нескольких дней. Среди причин, приведших к смерти позднее назывались трихинеллёз (паразитарная болезнь, вызванная червями, содержащимися в плохо приготовленном медвежьем мясе), нападение белого медведя, чрезмерное употребление опиума и т.д.
В Швеции после исчезновения и, особенно, после нахождения останков Андре, Френкеля и Стриндберга считали национальными героями, отмечая их самопожертвование во имя Родины и науки. Однако, в последнее время стал преобладать критический подход в оценке деятельности экспедиции Андре, указывающий на плохую организацию и ошибки ее начальника. В 1967 году Пер Улоф Сундман опубликовал роман «Полёт инженера Андре», который был экранизирован в 1982 году.
Экранизация
Фильм «Полет Орла» (шведская версия называется «Полёт инженера Андре») начинается с реальных фотографий останков участников экспедиции, убивая надежду на хэппи-энд. В экранизации добротно показана история подготовки и прохождения экспедиции. Эти «рабочие» сцены перемежаются показом романтических отношений Стриндберга (Йоран Стангерц) со своей невестой, а также Андре с его возлюбленной Гурли Линдер, которая была известной феминисткой, да к тому же была замужем.
Режиссер сосредоточился на показе атмосферы Швеции того времени, когда страна решила взять «исследовательский реванш»: «Проиграть под Полтавой, но выиграть на Северном полюсе». При этом шведам было важно обойти норвежцев, которые тогда стремились выйти из союза, и чей представитель Нансен уже был прославленным исследователем Арктики. В картине показан значимый спор между Андре (великий Макс фон Сюдов) и его оппонентом Экхольмом о планировании экспедиции, в котором начальник экспедиции осознано идет на риск ради славы Швеции.
Предлагая свои ответы на главный вопрос о причинах неудачи экспедиции, авторы показывают тщеславие Андре (который предпочитает риск и славную смерть) и давление, которое на него оказывают представители шведской элиты. Предсказуемая гибель участников экспедиции была обусловлена плохой подготовкой к выживанию в арктических условиях (отсутствие необходимых навыков и инвентаря), ведь они рассчитывали лететь всего несколько дней, а не перемещаться по льду месяцами. То, что они так долго могли выживать в таких условиях и сохранять волю к жизни, может считаться настоящим подвигом.
В итоге уставший от арктического похода и жизни на Белом острове, который сравнивается с Нифльхеймом, Стриндберг кончает жизнь самоубийством, падая в ледяную воду, Френкеля (Сверре Анкер Усдал) загрыз медведь, а оставшийся один и понимающий свои ошибки Андре, вероятно, принимает смертельную дозу лекарств (это не показано, но на это намекают).
После выхода фильм стал очень популярным в Швеции и в других европейских странах, ведь он показывает, как три человека вопреки обстоятельствам пытаются выжить в Арктике, постепенно теряя волю к жизни.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic