Сейчас в Архангельске

04:24 3 ˚С Погода
18+

Неочевидные связи с Арктикой: в радиопрограмме «Наша Арктика» рассказали историю о создании в Уфе Музея полярников

Исследователи считают, что минимум 8 первопроходцев Арктики – родом из Республики Башкортостан

История Полярники Штурман Альбанов Музей
Анна Щетинина
9 августа, 2024, 16:29

Неочевидные связи с Арктикой: в радиопрограмме «Наша Арктика» рассказали историю о создании в Уфе Музея полярников

Не всегда очевидна связь далеких от Арктики регионов с полярными путями и достижениями. Но Россия – большая страна, и «везде найдется место подвигу»: в Уфе, столице Республики Башкортостан, родился один из легендарных полярников – штурман, исследователь Арктики, принявший участие в исторической экспедиции 1912-1914 гг. под руководством Г.Л. Брусилова Валериан Иванович Альбанов (1882-1919). Альбанов стал прототипом штурмана Климова в знаменитом романе В.А. Каверина «Два капитана» – о том, кто вдохновил писателя на создание образов его героев, написано немало интересного.

А в 2020 году в Уфе был образован музей, который назвали именем В.И. Альбанова – Музей полярников. Инициатива создания музея получила грант Президентского фонда, и его организацией занялись десятки специалистов из разных научных учреждений. Музей полярников им. В.И. Альбанова расположился в двухэтажном здании с 5 выставочными залами. Его открытие в 2021 году было приурочено к 139-й годовщине со дня рождения полярника. GoArctic тогда анонсировал появление нового учреждения, хранящего память о первопроходцах Арктики, а силами ГТРК «Поморье» был сделан видеосюжет об открытии.

Деятельность Музея полярников проникнута «арктическим духом»: там проводятся научные «Альбановские чтения», детский творческий конкурс «Северное сияние»; музей даже вступил в Секцию арктических музеев. Можно пройти виртуальный тур по его экспозициям.

В программе «Наша Арктика» на радиостанции «Вести» FM ведущий Марат Сафаров поговорил о создании Музея полярников с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Зилей Хабибуллиной, которая вместе с коллегой участвовала в подготовке материалов экспозиции Музея полярников, применяя опыт музейной работы, полученный в стенах ИЭИ УФИЦ РАН.

С именем Альбанова связаны драматические истории не только экспедиции под руководством Г.Л. Брусилова, в которой он был штурманом, но и современные экспедиции по поиску участников того давнего похода, вынужденных покинуть судно, на котором шли.


Как это было

Экспедиция 1912—1914 годов была предпринята исследователем Арктики Георгием Львовичем Брусиловым (1884- примерно 1914) на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом (и обнаружить по пути что-нибудь полезное – инвесторами экспедиции были члены его семьи). Экспедиционное судно вышло из Санкт-Петербурга. В пути состав экипажа поменялся и в окончательно сформированном составе из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова (оба в возрасте до 30 лет). 10 сентября 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев (дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой), но уже к концу сентября 1912 года судно оказалось зажатым льдами у западного побережья Ямала и начало дрейф в северном и северо-западном направлении. В апреле 1914 года, после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. 9 человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Александр Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна.

Материалы, собранные экипажем шхуны и доставленные на материк Альбановым, имели важное научное значение: они позволили систематизировать сведения о течениях и определить границы материковой отмели. 

Но к 1914 году сразу три русские арктические экспедиции — Г.Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова — считались пропавшими без вести, и правительством были организованы несколько поисковых экспедиций, В течение двух лет не удалось обнаружить следов «Святой Анны» и поиски были прекращены. В 1919 году Альбанов пытался убедить адмирала А. В. Колчака — участника экспедиции Э. В. Толля – организовать новую поисковую экспедицию, но не убедил, и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах. Правда, успел написать воспоминания об экспедиции, – как и матрос Конрад.

Но это не конец истории.

В новом веке, в 2010 году очередная поисковая экспедиция обнаружила на на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) человеческие останки, предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова, и остатки дневника – впоследствии было установлено, что его автор – машинист «Святой Анны» Владимир Губанов.

На GoArctic есть подробный материал, описывающий уникальные находки поисковых экспедиций XXI века и анализ найденного материала, позволяющий воссоздать события, информация о которых скудна и разрозненна.

Экспедиции 2011, 2013-14 годов предпринимали попытки разными способами – в том числе современными техническими – разгадать тайну исчезновения «Святой Анны». Но в 2016 году, во время второй экспедиции «По следам двух капитанов», поисковый вертолет потерпел катастрофу в районе острова Белый в Карском море – погибли руководитель экспедиции Олег Продан и пилот.

Арктика не стала добрее к своим исследователям. А следы «Святой Анны» пока так и не найдены.


далее в рубрике