Сейчас в Мурманске

10:56 9 ˚С Погода
18+

«Невеста седьмого неба»: финский фильм о ненецкой мифологии

Именно в показе духовной культуры ненцев главная ценность фильма.

Ненцы Кмнс Мифология
Валерий Кондаков
3 сентября, 2022, 17:27

«Невеста седьмого неба»: финский фильм о ненецкой мифологии
Фрагмент постера фильма «Невеста седьмого неба».


В 2004 году на экране вышел финский фильм «Невеста седьмого неба» (другой вариант названия – «Небесная невеста»; фин. – «Jumalan morsian»). Особенностями кинокартины было то, что она снималась на Ямале и все актеры были ненцами, говорившими на родном языке. Почему финны заинтересовались ненцами?

Ответ прост: режиссер фильма Анастасия Лапсуй – ненка, бывший народный депутат Ямало-Ненецкого автономного округа, уехавшая в «лихие 90-е» жить к мужу (и соавтору) Маркку Лехмускаллио в Финляндию. Эмигрировала, но о своем народе не забыла: многократно приезжала на родину, снимала здесь документальные и художественные фильмы, устраивала кинопоказы с обсуждением.

Сценарий фильма «Невеста седьмого неба» Анастасия Федоровна написала сама, она же подобрала актеров (главная роль досталась воспитательнице местной школы-интерната), муж помог с режиссурой, а его сын стал оператором.


1041px-Anastasia_Lapsui.jpg

Анастасия Лапсуй. Фото. 2009 год. Фото: Soppakanuuna / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0


По сюжету фильма маленькая слепая девочка по имени Илне постоянно приходит к старухе Сярде, живущей по соседству и просит рассказать историю ее жизни. Дело в том, что родители Сярды семь раз обращались к земным и небесным богам и выпросили у них ребенка. Роды были тяжелыми, и местный шаман Вэхэля предрек, что девочка должна стать невестой небесного бога Нума. В положенный срок отец отвез дочь к сопке Хынгарте, вознес ее на вершину (представителям женского пола нельзя восходить на священную вершину) и водрузил на голову сделанную шаманом серебряную корону. Сярда стала невестой Нума, он приходил к ней во сне, и она просила у него ребенка, а земные мужчины не должны были прикасаться к ней четыре раза по семь лет.

Когда родители Сярды умерли, к ней посватался старый ненец, который был женат и пригласил ее стать второй женой. Что ж, «еда сама не приходит в чум», и Сярда согласилась. Однако любила она своего ровесника Евэя, который жил по соседству.


03.png

Илне и Сярда. Кадр из фильма «Невеста седьмого неба».


Однажды на рыбалке старый муж упал за борт лодки, по ненецким обычаям его можно было оставить тонуть, как жертву богам воды, но Сярда спасла его. После этого случая она ушла жить в чум к Евэю и его матери. Однако и там она не нашла счастья: новый муж любил ее, даже подарил красный платок, купленный в советском магазине, но он хотел сына. Как не просила «небесная невеста» у своего мужа ребенка, не дал Нум желаемого.

Однажды, когда Сярда готовила чай на очаге, огонь стал шипеть, что по ненецким обычаям означала дурную весть. И правда, муж намекнул на бесплодие жены, она обиделась и ушла от него. Через несколько лет, смирив гордыню, вернулась, но у Евэя уже была жена и сын. Сярда попросилась быть второй женой, но первая отказалась. Ну хоть бывший муж разрешил поставить чум рядом, ведь это «небесная невеста» выпросила у Нума ребенка.


04.jpg

Ненец (отец Сярды) и олени. Кадр из фильма «Невеста седьмого неба».


Этот мальчик, опекаемый Сярдой, вырос, женился и у него родилась дочь – слепая Илне. Теперь старая Сярде учит Илне общаться с богами, чтобы они дали девочке зрение. Сярде очень жалеет, что Илне – не ее родная внучка. Когда в очередной раз приходит Нум, она просит о смерти. Появляется хозяин нижнего мира (мира мертвых) – Нга и забирает Сярде. Утром девочка не может разбудить бабушку и, испугавшись, бежит по тундре к матери. При этом у нее нет посоха, вероятно, от стресса (или это был подарок Нума), и она прозрела. Сярде – хранительница ненецких традиций, бывшая счастливой лишь во сне, умерла, но перед этим передала свои знания юной Илне. Неродная внучка продолжит хранить ненецкие традиции.

Фильм получился очень этнографическим, что не удивительно при особом подходе режиссера, которая хотела сохранить традиционный мир лесных ненцев на пленке. Несмотря на показ аутентичной одежды, обуви, чума, нарт, процесса подледной рыбалки и прочего, некоторые кадры (порой целые сцены) выглядят странными. Например, часто чум показан продуваемым даже зимой, у него почти никогда нет пола (обычно состоящего из досок или шкур), обитатели сидят и спят на голой земле; рядом с чумами не показаны нарты, олени или что-либо еще, ненцы только пьют чай, но ничего не едят. Конечно, Анастасии Федоровне Лапсуй виднее, как было, или же она хотела показать именно бедность лесных ненцев при советской власти.


05.jpg

Старая Сярде общается с Мядпухуця – покровительницей рожениц, ипостасью Я’Мини. Кадр из фильма «Невеста седьмого неба».


В любом случае, фильм-притча «Невеста седьмого неба» ценен не столько этнографичностью (картина о российских тундровых ненцах «Белый ягель» (2014 год, режиссер Владимир Тумаев) в этом отношении смотрится лучше, или ненцы стали жить богаче?), сколько мифологичностью. Из него мы узнаем о традиционной трехчастной картине ненецкого мира: Верхний мир, состоящий из семи небес, управляется богом Нумом, Средний мир (где собственно и живут люди, олени и прочие существа) – его женой Я’Миня (Яминя, Ямюня; ее ипостась Мядпухуця – покровительница рожениц) и Нижний мир, состоящий из семи слоев мерзлоты, населенный злыми духами под руководством Нга – вероятно, сына Нума и Я’Мини.


06.png

Илне просит богов дать ей зрение. Кадр из фильма «Невеста седьмого неба».


Именно в показе духовной культуры ненцев главная ценность фильма «Невеста седьмого неба», поэтому Анастасия Лапсуй устраивает его просмотры в школах-интернатах, чтобы ненцы помнили свою традиционную культуру.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике