Окна в Заполярье: об уникальной коллекции диорам Музея Арктики и Антарктики
Молодёжь называет диорамы «3D-моделями»
Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге – единственный в России музей, рассказывающий об обеих полярных областях планеты. Обладая одной из крупнейших коллекций предметов полярной тематики, музей также является обладателем и одной из крупнейших коллекций диорам.
Сперва обратимся к истории музея. Музей Арктики и Антарктики в том здании, в котором он находится сегодня, открылся 8 января 1937 года. Но если обратить внимание на памятную доску на стене музея, то можно заметить, что само здание старше на столетие. Изначально оно строилось для Никольской единоверческой церкви, которая просуществовала здесь до 1932 года.
Здание Никольской единоверческой церкви.
Здание музею было передано в 1933 году. Однако история самого музея началась ещё раньше. В 1930 году на базе Всесоюзного арктического института на правах специального отдела был организован музей. Директором был назначен художник и полярный исследователь Николай Васильевич Пинегин. Почти два года он оставался единственным сотрудником музея, пока в июле 1932 года не была открыта штатная должность научного сотрудника. На неё был приглашён художник и этнограф Николай Дмитриевич Травин. Так началась многолетняя история музея, в которой органично продолжают сочетаться наука и искусство.
Н.В. Пинегин и Н.Д. Травин.
Поскольку специального помещения у музея не было, его деятельность в начале 1930-х годов была ограничена сбором экспонатов. Для их хранения в 1932 году было приспособлено подвальное помещение здания Шереметьевского дворца, где располагался Арктический институт. Именно здесь начал создаваться музей закрытого типа, немногочисленные экспонаты которого демонстрировались на выездных выставках.
Новый этап в истории музея начался в 1933 году, когда музею было передано здание бывшей Никольской единоверческой церкви, архитектора Авраама Мельникова. В 1936 году реконструкция здания была полностью завершена. За это время в помещении появилось железобетонное перекрытие – здание разделилось на два этажа. Была отреставрирована внутренняя отделка и ликвидирована церковная живопись.
К оформлению залов и созданию первой экспозиции были привлечены известные художники М.Г. Платунов, И.А. Серебряный, В.В. Новодворский, А.А. Протопопов, А.Х. Торосян и другие. Их задача была не менее сложной, чем задача архитекторов и строителей, поскольку необходимо было вписать в интерьеры церкви художественные экспонаты. Филигранно вписались в залы и созданные для первой экспозиции диорамы, служившие образцом современного оформления музея.
Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним планом.
Природа Арктики
В XX веке в мировой практике интерес к диорамам стал угасать. Однако в Советском Союзе они буквально обрели вторую жизнь. Диорамисты чаще всего создавали работы для естественнонаучных, краеведческих, технических и исторических музеев. Правда, они не отличались большим сюжетным разнообразием. Однако в этом плане выделялся ленинградский Музей Арктики, так как диорамы, украсившие первую экспозицию музея, посвящались как природе Крайнего Севера, так и историческим событиям.
Экспозиция отдела «Природа Арктики», как и сейчас, располагалась в центральном зале первого этажа. Доминантой отдела стал макет «Арктика», изготовленный в 1936 году по проекту художника В.В. Новодворского. Он представлял собой сегмент глобуса с картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1 : 1 500 000. Макет был спроектирован под руководством академика Ю.М. Шокальского.
Работа над экспозицией отдела «Природа Арктики»,1936 г.
Художник М.Г. Платунов за изготовлением диорамы «Птичий базар». 1936 г.
В 1935-1937 годах художники М.Г. Платунов и И.Я. Цепалин изготовили основные компоненты экспозиции отдела – диорамы.
«Птичий базар» (современный вид):
«Ледник Шокальского на Новой Земле» (современный вид):
«Пролив Маточкин Шар» (современный вид):
«Лежбище моржей» (современный вид):
«Тундра зимой» (современный вид):
Диорама «Тундра летом» (современный вид):
Над диорамами располагались электрифицированные карты морских течений в Северном Ледовитом океане, а также карта распространения промысла морского и пушного зверя.
Все шесть диорам, располагающихся сегодня в зале «Природа Арктики», – одни из первых, украсивших первую экспозицию музея. Большинство из них до наших дней дошли в изменённом состоянии, а некоторые значительно отличаются от первоначальных вариантов.
Так, диорама «Тундра летом» в 1936 году выглядела следующим образом:
А в результате реставрации 1956 года появились олени:
В результате реставрации 1956 года полностью была изменена и диорама «Тундра зимой». Её первоначальная версия 1936 года выглядела так:
«Лежбище моржей» первоначально было «Лежбищем котиков», а диорамы «Ледник Шокальского на Новой Земле» и «Пролив Маточкин Шар» выглядели более аскетично:
Исторические диорамы
Если диорамы центрального зала были призваны познакомить посетителя с природой Арктики, «погрузить» его в суровые северные пейзажи, то диорамы в разделе «История арктических исследований» знакомили посетителей с этапами освоения Арктики.
Первые диорамы этого раздела до наших дней не сохранились. Повествование начиналось с первых попыток исследовать северные районы планеты. Здесь располагалась панорама «Арктика в мировоззрении Средневековья».
К числу не сохранившихся до наших дней относятся также макеты «Зимовка Лаптевых на реке Колыме» и «Внутренность зимовки Баренца на Новой Земле» (соответственно):
Далее исторический раздел продолжался повествованием о Советской Арктике.
До наших дней сохранились диорамы
«Порт Игарка», автор А.М. Стадник:
«Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.», Н.Д. Травин, О.Х. Торосян:
«Полярная станция в бухте Тихой (Земля Франца Иосифа)», А.М. Стадник:
«Первая научно-исследовательская дрейфующая станция. 1937-1938 гг.», автор Н.Д. Травин, реставраторы Порцевский, Грибакин:
К утраченным макетам относятся «Ограждение морей», «Съёмка береговой полосы», «Система траления подходов к бухтам и портам»:
«Лагерь челюскинцев»:
«Полярная станция на острове Врангеля»:
«Кочевой совет»:
«Чукотская культ-база»:
Диорама «Мангазея»
Можно сказать, что с первых дней работы Музей Арктики выполнял в некоторой степени функции СМИ, отражая в своей экспозиции последние новости и успехи страны в освоении Арктики. Важную роль в создании разделов экспозиции и художественных произведений играет историческая достоверность. Это касается и диорам. К этому серьёзно и со всей ответственностью относились сотрудники Музея Арктики. При создании макетов художники опирались на научные статьи, дневники полярников, отчёты и воспоминания участников экспедиций. Яркий тому пример – диорама «Мангазея»:
В середине 1970-х гг. художник А.П. Костенко под руководством М.И. Белова изготовил диораму «Мангазея», открытую в 1975 г.
После окончания работы Историко-географической экспедиции ААНИИ в районе городища Мангазея, по результатам раскопок, по отчётам экспедиции создавалась диорама. Вспомогательным материалом стали также книги: М.И. Белов «История открытия и освоения Северного морского пути» т.1, М.И. Белов «Мангазея», М.И. Белов «Раскопки «златокипящей» Мангазеи».
Консультантом был доктор исторических наук, профессор Михаил Иванович Белов, руководитель экспедиции. Мангазея являлась единственным в мире средневековым городом за Полярным кругом. Находилась Мангазея у впадения реки Таз в Тазовскую губу. Она была торгово-промысловым центром Севера Сибири 1-й половины XVII века, опорным пунктом первоначального освоения зауральских территорий, и сыграла значительную роль в прокладывании морских и речных путей в глубинные районы Сибири.
Просуществовала Мангазея с 1601 по 1672 г., затем, по приказу царя Алексея Михайловича, город был оставлен и переселился в район современного Туруханска. Архивы города погибли в пожарах, не осталось планов и чертежей города. Поэтому на городище Мангазеи впервые были начаты раскопки, которые проводились историко-географической экспедицией ААНИИ с 1968 по 1973 гг. под руководством профессора М.И. Белова.
В Мангазее было характерное для феодального города деление на кремль и посад. В кремле находился воеводский дом, Троицкий собор, воеводская канцелярия (съезжая изба). В посаде, у побережья, Гостиный двор, торговые ряды и амбары-склады, таможня. В посаде были ремесленные мастерские косторезов, сапожников, ювелиров. Были литейные мастерские. Основным занятием была торговля пушниной. Все жители города занимались рыбной ловлей.
На диораме показано место слияния реки Мангазейки и реки Таз на первом плане. Более двух третей занимает небо с серо-белыми и розоватыми облаками. На реке кочи. В левом углу диорамы видна носовая часть коча и парус. В правом углу на первом плане коч со свёрнутыми парусами, за ним лодка и ещё два коча. Берег реки Таз высокий, обрывистый, покрыт редкими деревцами. У берега слева четыре лодки. На берегу бревенчатая крепостная стена с башнями. На башнях бойницы. Из-за стены видна крыша воеводского дома и пятиглавая Троицкая церковь правее кремля, на берегу часовня Василия Мангазейского. За нею – купол церкви Михаила Малеина и Макария Желтоводского, двухэтажные постройки, обнесённые деревянным забором, за ними Гостинный дом с башней и таможня. От зданий к реке ведут мощенные деревянные спуски. У самого берега пристань из бревенчатого настила. У пристани четыре коча и лодка. За торговым комплексом жилые постройки посада. Правый берег реки покрыт лесом.
Бой у острова Диксон
Во второй половине XX века количество диорам увеличивается. Несмотря на различные сюжеты и время создания, приоритетом всегда оставалась историческая достоверность. В экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, в 1968 году была установлена новая диорама «Бой у острова Диксон» (художник также Алексей Петрович Костенко).
Сюжет отсылает к событиям, развернувшимся в годы войны. В 1942 году немецкая армия разработала операцию под кодовым названием «Вундерлэнд»: наступательная операция в Карском море для недопущения прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока Северным морским путём и для разрушения советской портовой инфраструктуры. В результате боя немецкий крейсер «Адмирал Шеер» подбил советское судно «Александр Сибиряков» (в результате чего тот затонул). После этого командование «Шеера» решило атаковать порт «Диксон». Этот момент мы видим на диораме.
Диорама представляет собой фрагмент бухты. Справа видна часть острова. Слева: здание, причал и на берегу три орудия. В бухте стоят: слева – ледокольные пароходы «СКР-19», «С. Дежнёв» и рядом пароход «Революционер», справа – пароход «Кара» и катер. На причале фигуры бегущих моряков. Вдали слева направо движется тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». На кораблях и на берегу вспышки – изображение орудийных выстрелов.
Интересно, что изначально диорама должна была выглядеть иначе. Согласно техническому заданию, на макете должна была быть изображена вторая половина боя. Это давало возможность в гораздо большей степени приблизиться к достоверности отображения исторического события, достичь большей эмоциональности произведения. Помимо несоответствия техническому заданию, процесс создания диорамы затянулся на четыре года (вместо заявленного одного). Как отдельный укор в адрес автора диорамы со стороны комиссии указано непривлечение к процессу создания в качестве консультантов участников отображаемого события. Также в недостаточной степени к обсуждению привлекались и научные сотрудники, в том числе и автор тематического задания.
Однако, учитывая хорошие художественные качества диорамы, а также то, что момент, изображённый на ней, исторически всё же достоверен, комиссия сочла возможным оставить её в экспозиции музея.Диорама «Дрейфующая станция»
В 1953 году экспозиция была пополнена диорамой «Гидрологическая станция с борта судна в арктическом море» Румянцева, в 1964 году изготовлена «Обсерватория и Э.Т. Кренкеля. Остров Хейса. Земля Франца Иосифа» Д.П. Цуп.
Вторая половина XX века – это время, когда появляются в музее и диорамы, имеющие более сложную конструкцию.
В сентябре 1956 года сотрудниками музея Малиновской З.П., Москвичевой Н.С. и Кузнецовой В.В. был принят вращающийся макет «Дрейфующая станция» О.Х. Торосяна, состоящий из шести секторов.
В первом секторе показан «Подъём флага на вновь организованной дрейфующей станции» (время года – весна). На переднем плане группа полярников в момент поднятия Государственного флага СССР. Невдалеке установлены радиомачта и палатка. В глубине посадочная площадка. На белоснежную, слегка волнистую поверхность ледяного поля приземлился самолёт.
Во втором секторе показано «Производство научных работ на дрейфующей станции» (время года – лето). На панораме часть лагеря: палатки, укреплённые на специальных постаментах, между палатками и домиками настланы деревянные мостки. На переднем плане полярники с помощью ручного бура просверливают лунку, через которую уходит под лёд вода. Один из полярников наблюдает за солнечной радиацией, два других перевозят на санях груз. Невдалеке стоит метеорологическая будка.
В третьем секторе представлена «Дрейфующая станция в период полярного лета при ясной погоде». На покрытом снегом ледяном поле раскинулся лагерь дрейфующей станции: несколько круглых палаток и палаток в форме эллипса, передвижные домики, «ледяной дворец», сложенный из кирпичей снега, радиорубка с антенной, ветряк, флюгер.
В четвёртом секторе «Выносная гидрологическая станция при ясной погоде» (время года – осень) на заснеженном ледяном поле приземлился вертолёт. Невдалеке разбита жилая палатка, установлена выносная антенна. На переднем плане механическая гидрологическая лебедка. Пламя паяльных ламп отражается на блестящей красным лаком треноге лебедки. Группа полярников производит гидрологические наблюдения.
В пятом секторе «Связь с Большой землей – прилёт самолёта на дрейфующую станцию во время полярной ночи» (время года – зима) на первом плане посадочная площадка, на ней догорают костры. Из кабины самолёта спускаются лётчики, их встречает группа полярников. Рядом стоит трактор с зажжёнными фарами. Происходит разгрузка самолёта.
В шестом секторе: «Выпуск радиозонда в полярную ночь» (время года – зима) показан лагерь дрейфующей станции во время полярной ночи. Ветры намели большие сугробы в черте лагеря. К жилым домикам и палаткам «пристроены» тамбуры и стены из снежных кирпичей. Сборные домики поставлены на полозья. Иллюминаторы палаток затянуло ледяными узорами.
На переднем плане двое людей, производящих аэрологические наблюдения. Здесь же человек в меховой одежде, но без рукавиц работает с металлической аппаратурой прибора. На втором плане по направлению к домику идёт человек, прикрывая лицо рукой от сильного ветра.
Данный макет в художественной форме демонстрирует перед зрителем роль советской авиации в освоении Арктики, грандиозный размах работ на постоянно действующих дрейфующих станциях с целью всестороннего изучения природы Центральной Арктики; роль новейшей на тот момент техники, которой были оснащены современные научные станции, а также трудности работы полярников в различные времена года. Он создавался на основе документальных фотографий АНИИ, печатных статей, дневников и корреспонденции участников дрейфа, литературных источников, при консультации полярников – участников дрейфа.
«3D-модели»
Ещё одним украшением и гордостью (в том числе и современной) экспозиции является диорама «Северное сияние», изготовленная художником Костенко в 1964 году. Диорама изображает полярную станцию, которую периодически озаряет Северная Аврора, благодаря проекции на заднюю стенку макета. Этот макет – настоящая достопримечательность музея. Многие посетители приходят в музей специально полюбоваться разноцветными сполохами.
Конечно, за более чем 85-ти летнюю историю музея, экспозиция повидала немало диорам. О многих из них мы знаем лишь из архивных источников. Однако те макеты, которые можно наблюдать сегодня в залах музея, представляют большую ценность не только как художественные произведения, но и как безмолвные свидетели истории изменения и развития Музея Арктики и Антарктики. Более того, традиция пополнения нашей коллекции продолжается и сегодня. В 2021 году коллекция диорам, посвящённых Арктике, пополнилась макетом «Вид на Мурманск. 1917 год». Автор диорамы Савкин Андрей Геннадьевич – не только художник, но и полярник со стажем.
Андрей Геннадьевич на фоне своего творения – диорамы «Вид на Мурманск. 1917 год»
Андрей Геннадьевич работает в Музее Арктики и Антарктики с 2007 года. За это время экспозиция музея была пополнена тремя диорамами и четырьмя макетами авторства Савкина Андрея Геннадьевича. Окончив Московский колледж дизайна и, как говорят в народе, «Мухинское училище», Андрей Геннадьевич двадцать лет проработал в Художественном производственном объединении, создавая декорации для театров и киностудий (в том числе для «Ленфильма» и «Мосфильма»). Попав в Антарктиду, свои впечатления от захватывающего ледяного континента выражал в акварели и графике (многие его работы сейчас находятся в фондах РГМАА). Поступив на работу в Музей Арктики и Антарктики, творческое самовыражение нашёл в диорамах, макетах и моделях судов, тем самым став продолжателем традиции обогащения экспозиции музея уникальными художественными произведениями. На вопрос «Нужны ли диорамы музею сегодня?» отвечает так: «Коллекция диорам, которой сегодня обладает Музей Арктики и Антарктики – уникальна, так как в её число входят макеты и диорамы 1930-х гг. Также в экспозиции сегодня можно увидеть «действующие» диорамы, то есть с движущимися элементами. И, что важно, механизмы эти исправно работают и сегодня. Такой обширной коллекцией могут похвастаться не так много музеев в нашей стране. Тем важнее сохранять и преумножать это «богатство». Особый интерес диорамы вызывают у юного поколения, называют они их по-современному «3D-моделями». Важно, чтобы и самые юные посетители знали и понимали, что и без современных мультимедиа и иных спецэффектов музей может привлекать и завораживать».
Андрей Геннадьевич Савкин сегодня один из немногих мастеров в стране, который продолжает создавать макеты и диорамы в их классическом традиционном виде. Тем ценнее навыки и мастерство каждого такого мастера. А при условии заинтересованности со стороны юного поколения, Андрей Геннадьевич с радостью готов поделиться своими опытом и умениями. И тогда, возможно, ещё много уникальных диорам и макетов пополнят экспозиции музеев нашей страны!
***
Дорофеева Оксана Владимировна, методист по музейно-образовательной деятельности РГМАА, специально для GoArctic
При написании статьи использовались:
1. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Страницы истории.2014 г.
2. Архив РГМАА
3. Фонды РГМАА
4. https://sias.ru/upload/art/2013_3-4_446-477-druzhinin.pdf
Фотографии в статье предоставлены из фондов РГМАА.