Олень в Арктике: от почитания до опасения
Олень настолько важен для арктических народов, что почитался как сакральное животное, а порою даже вызывал священный ужас
О сакральности оленя, «десакрализации» при советской власти и мистическом воплощении образа оленя в кино рассказывает наш постоянный кинообозреватель Валерий Кондаков в статье от 23 марта 2021 года.
Арктические тундра и тайга – не самые благоприятные места для жизни людей. В деле освоения северных пространств огромную роль сыграл своеобразный симбиоз человека и оленя. Эти животные питали, согревали и перемещали представителей коренных народов, подобно верблюдам в пустыне и коням в степи. Олень настолько важен для арктических народов, что почитался как сакральное животное, а порою даже вызывал священный ужас.
Сакрализация оленя
Несмотря на христианизацию, многие народы сохранили элементы почитания оленя. Причём это касается не только арктических, но и других народов, например, ираноязычных осетин, чьи святилища украшены рогами жертвенных оленей, или мексиканских уичоль, для которых олень является подателем священного растения пейот. Вероятно, почитание оленя в качестве божества или посредника между людьми и богами, как и его жертвоприношение, берёт начало в Каменном веке и рудиментарно сохраняется до наших дней.
Святилище Дигори Изад. Источник: turbina.ru
У большинства арктических народов разного происхождения сохранились легенды об особых отношениях между человеком и оленем. Например, у тунгусоязычных эвенов-оленеводов олени называются солнечными, а человек, вышедший за «Небесные ворота» в день летнего солнцестояния превращался в птицу-оленя. Этнографы успели зафиксировать три типа священных оленей у оленеводов-тунгусов: 1) священные шаманские олени Ьэвэк, hɵбɵк, посвящённые Верховному богу-творцу Сэвэки, hɵвки, возили только шаманскую атрибутику и были посредниками между богом и духами; 2) священные шаманские олени Кудьай – покровители «оленных людей» были связаны с лечением больных людей и поиском души; 3) священные олени Эдьок выступали покровителями оленьего стада1.
У части финноязычных саамов сохранились предания об олене-оборотне Мяндаше, который был сыном шаманки и оленя, мужем женщины, от которой произошли саамы. Мяндаш сначала жил, как обычный человек, но после нарушения запрета превратился в оленя и стал жить в тундре. Прародитель саамов научил людей охотиться и стрелять из лука, за что его и почитали.
До 20-х годов ХХ века арктическим народам особо не мешали проводить обряды: приносить оленей в жертву и камлать. Даже христианским миссионерам, стремившимся распространить новую веру, не удалось полностью контролировать духовную жизнь населения на бескрайних арктических просторах.
День оленя (1932 год) в Ненецком автономном округе. Источник: aonb.ru
Советский праздник: олень как продукт
Советская власть в начале 30-х годов с одной стороны стремилась наладить контакт с народами Арктики, а с другой – вела борьбу с «религиозными пережитками прошлого», поэтому учредила в Коми АССР и Ненецком автономном округе День оленя, который отмечался в первое воскресенье августа (около Ильина дня). Ранее в это время заканчивался летний выпас оленей, и некоторые арктические народы устраивали «оленьи праздники», порой с жертвоприношением. Новый советский праздник не приветствовал ритуальное убийство животных, предлагая взамен рабочие собрания, продажу дефицитных товаров и соревнования в национальных видах спорта.
День оленевода. Источник: Pikamax777, pikabu.ru
В первой половине 50-х годов праздник стал называться День оленевода и считаться профессиональным: негоже человеку труда поклоняться оленю. Его чаще стали приурочивать к празднику «Проводы русской зимы» (во второй половине марта – начале апреля). В этот день северные кочевники на оленьих упряжках приезжали в молодые арктические города, и горожане знакомились с бытом и ремеслами коренного населения. Праздник всё больше походил на смотр-ярмарку, где оленеводы могли представлять свои достижения и спортивные состязания (прыжки через нарты, соревнования по национальной борьбе и пр.). Важнейшей и самой зрелищной частью Дня оленевода была гонка на оленьих упряжках, а победитель, помимо всеобщего уважения, получал ценный приз.
День оленевода (коми «Зарни сюр» / «Золотой рог») в Усинском районе Коми. 2018 год. Источник: пресс-служба Лукойл-Коми / komiinform.ru
Российский праздник: олень как сакральное
Россия как правопреемница Советского союза унаследовала большинство праздников. Однако если раньше организацией Дня оленевода занимались исключительно представители местной власти, то теперь всё большую роль (особенно в финансировании) играют крупные добывающие компании. Для газовщиков и нефтяников, добывающих углеводороды в Арктике, очень важно взамен устраивать праздники, на которых происходит «встреча города и тундры». Крупные призы за победу в гонке на оленьих упряжках (часто это снегоход) являются одними из немногих стимулов продолжать заниматься оленеводством.
День оленевода на Ямале. 2017 год. Источник: kprf-yamal.ru
Возродившийся после нелёгких 90-х годов День оленевода теперь проводят одновременно или близко по дате к празднованию Масленицы. Более того, этнограф Мария Момзикова отмечает, что всё более традиционным на Дне оленевода становится жертвоприношение оленя2.
Например, так описывает ритуал, проводившийся в конце марта 1993 года в Салехарде, журналист газеты «Полярный круг» Юрий Морозов в статье «Стакан крови для газового короля»:
«На берег Полябты, где проходил праздник, привели священного белого оленя и, прокричав семь раз в небо к богам Нуму и Торуму, жертвенное животное забили и приготовили обед. Дорогим гостям из Газпрома по простоте душевной поднесли свежего парного мяса и по стакану свежей крови… Выпили все, обычай был соблюдён».
День оленевода (обращение к духам перед закланием). 1993 год. Источник: polkrug.ru
Получается, что созданный в советскую эпоху праздник продолжает развиваться в наше время, причём в нём появляются элементы, свойственные традиционным торжествам коренных народов Арктики.
Необычный образ в кинематографе: страх перед оленем
Интересно, что отношение к оленю как другу-помощнику и даже божеству иногда может претерпевать инверсию: животное, вернее, превратившийся в него человек, становится злым и приносит несчастье.
Постер к фильму «Белый олень». Источник: Wikimedia Commons
В 1952 году, когда в СССР появились Дни оленевода, в соседней Финляндии вышел в прокат фильм «Белый олень» (Valkoinen peura, режиссёр Эрик Бломберг). Это была экранизация саамской легенды о женщине-вампире, которая, к тому же, оборотень. Однако, в отличие от своих более южных и восточных «коллег», женщина превращается не в волка или лисицу, а в красивого белого оленя.
Вампир. Источник: cineoutsider.com
По сюжету фильма молодая саамка Пирита участвует в гонках на оленьих упряжках во время праздника, аналогичного нашему Дню оленевода. В процессе гонки её заарканил саам по имени Аслак. Вскоре они поженились, но муж почти всё время пасёт оленей и не уделяет времени жене. Тогда Пирита решается на рискованный шаг: за бутылку горячительного местный шаман проводит обряд, причём бубен используется в качестве доски для спиритического сеанса.
Оборотень. Источник: IMDb
Пирита отправляется на святилище, украшенное оленьими рогами, где приносит в жертву любимого белого оленёнка. Теперь она в полнолуния становится вампиром и оборотнем, так как может превращаться в белого оленя. Пирита губит мужчин одного за другим, не жалея даже молодожёна. В итоге она, будучи в образе оленя, пала от копья, брошенного рукой мужа.
Пирита на святилище. Источник: laajakuva.com
Фильм, благодаря показу суровой природы Лапландии, саамского быта и, конечно, великолепной музыке, стал очень популярным. Он получил приз на Каннском кинофестивале 1953 года и награду «Золотой глобус» в 1956 году. Даже сейчас, когда прошло более полувека, «Белый олень» считается одним из лучших фильмов финского кинематографа.
Интересно, что если в скандинавских странах кого-то обвиняют в применении магии, то это, как правило, оказываются саамы. В США и Канаде вместо саамов есть коренные американцы (индейцы). Например, в седьмой серии первого сезона телесериала «Мастера ужаса» (2005 год) была показана история, как женщина-олень убивает мужчин. Как и саамская женщина-олень, индеанка соблазняет и убивает мужчин, но, поскольку она не оборотень, а привлекательная девушка выше пояса и олень ниже пояса, то она просто забивает своих избранников копытами до смерти.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic
Примечания:
1 Алексеев А.А. «Обычаи и обряды, связанные с оленем, и некоторые проблемы доместикации северного оленя в Якутии»
2 Момзикова М. «Северная масленица»: День оленевода в советском и современном российском контекстах // Мифологические модели и ритуальные поведение в советском и постсоветском пространстве: сборник статей / сост. А. Архипова. — М.: РГГУ, 2013. — С. 227—237.