Сейчас в Мурманске

09:23 9 ˚С Погода
18+

«Операция "Вундерланд"»: советский ледокол против немецкого крейсера

Война в Арктике с грузинским «акцентом».

Историческое кино Арктические конвои
Валерий Кондаков
12 февраля, 2023, 17:04

«Операция "Вундерланд"»: советский ледокол против немецкого крейсера
Командный состав ледокола «Александр Сибиряков». Кадр из фильма «Операция "Вундерланд"»


В августе 1942 года командование Кригсмарине спланировало и осуществило операцию «Вундерланд» (от нем. Wunderland – «Страна чудес»). Для препятствия проходу конвоев союзников и разрушения советской портовой инфраструктуры в Карское море был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». В ходе операции немецкое судно встретило советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Силы были неравны, но ледокол принял вызов и был потоплен. В 1989 году об этих событиях был снят фильм «Операция "Вундерланд"».

Сценарий фильма был написан Александром Молдавским, известным по работе над кинокартиной «Командир счастливой "Щуки"». Кинофильм снят на студии «Грузия-фильм», где в 1956 году был поставлен популярный приключенческий фильм в жанре дизельпанк «Тайна двух океанов», действие в котором происходит на «большой воде». Выбор киностудии не случаен, ведь капитаном «Александра Сибирякова» был грузин Анатолий Качарава, лично знакомый режиссеру фильма Отару Коберидзе. Качараве и всему героическому экипажу «Александра Сибирякова» Коберидзе посвятил свою работу.


22.jpg

Конрад Бюхнер и капитан Мидзуки после занятия фехтованием. Кадр из фильма «Операция ”Вундерланд“»


Начинается кинокартина с того, что капитан японской подводной лодки Мидзуки (Вячеслав Цой) наблюдает за караванами союзников. Позднее он занимается фехтованием (с использованием техник кэндо) со своим немецким товарищем Конрадом Бюхнером (Альберт Филозов, прототип – Вильгельм Меендсен-Болькен) и между делом сообщает о многочисленных судах, следующих по Северному морскому пути. Японцы связаны с русскими пактом о ненападении, а немцы спокойно могут нападать на караваны, везущие товары по программе ленд-лиза.

Бюхнер докладывает о ситуации гросс-адмиралу Эриху Рёдеру, и тот поручает ему вести крейсер «Адмирал Штайнер» (эту роль «исполнил» советский легкий крейсер «Александр Невский», прототип – «Адмирал Шеер») к проливу Вилькицкого и атаковать там, в точке встречи, два конвоя. Как сказал командующий Кригсмарине: «После уничтожения PQ-17 Черчилль отказал Сталину в поставках», и теперь нужно окончательно перерезать «северную артерию коммунистов», имея в виду Северный морской путь.


33.jpg

Капитан «Александра Сибирякова» Качарава делает доклад. Кадр из фильма «Операция "Вундерланд"»


В это время в порт Архангельска приходит ледокол «Александр Сибиряков», его капитан – лейтенант ВМФ СССР Качарава (Георгий Бурджанадзе) рвется на фронт, но его судно отправляют открывать новые полярные станции, ведущие наблюдения за изменением климата и ледовой обстановки. На корабль назначают замполита (Павел Ремезов, прототип – З. А. Эллимелах), который не нравится Качараве.

«Адмирал Штайнер» выходит в море, Конрад Бюхнер, попив кофе и разложив пасьянс, выходит на палубу, чтобы насладиться арктическими красотами. Для выяснения ледовой обстановки немцы захватывают советскую полярную станцию, но желаемого не получают. Без этой информации «Адмирал Штайнер» не может двигаться до пролива Вилькицкого.


44.jpg

Немецкие диверсанты захватывают советскую полярную станцию. Кадр из фильма «Операция "Вундерланд"»


24 августа немцы уничтожают советский разведывательный самолет и остаются незамеченными. Британский капитан Элтон делится с командующим Северным флотом (Игорь Добряков, прототип – А.Г. Головко) информацией о том, что немецкий крейсер вышел из порта Нарвик. Командующий, недовольный и самой информацией, и тем, что союзники сообщили ее поздно, устраивает разнос подчиненным, не сумевшим выявить местоположение врага.

25 августа «Адмирал Штайнер» встречает «Александра Сибирякова», подняв американский флаг и пытаясь обманом завладеть картами ледовой обстановки. Однако проницательный Качарава, понимая, что перед ним матерый враг, решает затянуть время, чтобы союзнический караван успел миновать пролив Вилькицкого. Экипаж всячески тянет время, а карту с ледовой обстановкой на всякий случай сжигают.


555.jpg

«Александр Сибиряков» в огне. Кадр из фильма «Операция "Вундерланд"»


В итоге Качарава приказывает артиллеристу Варгину стрелять по немецкому судну из двух имеющихся малокалиберных орудий, а радист в это время пытается передать в эфир фразу: «Веду бой с крейсером». В ответ раздается залп с «Адмирала Штайнера» и советский ледокол получает фатальную пробоину. Принимается решение открыть кингстоны, и старший механик (Виктор Павлов) с женой, выполняя приказ, уходит вместе с «Александром Сибиряковым» на дно. Большей части команды удается пересесть на лодки. Командование Северного флота принимает-таки радиосообщение и понимает, где находится немецкий крейсер. А ведь именно внезапность, по словам Рёдера, была главным ключом к успешному проведению операции. Конрад Бюхнер признает себя идиотом и отдает приказ о возвращении. Операция «Вундерланд» провалена благодаря героическому поступку капитана Качаравы и экипажа «Александра Сибирякова».

В реальности немецкие моряки подобрали спасшихся, включая капитана Качараву, который пережил плен и умер в 1982 году, за семь лет до того, как о его подвиге сняли фильм. Настоящий «Адмирал Шеер» после встречи с «Александром Сибиряковым» атаковал порт «Диксон» и только затем вернулся в Нарвик. Операция «Вундерланд», несмотря на то, что не достигла своих результатов, дала немцам бесценный опыт: показала все сложности действий в зоне арктических льдов, что позволило сделать соответствующие выводы.


66.jpg

Качарава и Варгин пьют грузинское вино в Архангельске. Кадр из фильма «Операция "Вундерланд"»


В заключение следует отметить колорит, который привнесла в арктическое военное кино киностудия «Грузия-фильм»: в каюте Качаравы на ковре висит шашка, он вспоминает малую родину: поющую девушку и храм с фресками, угощает в Архангельске грузинским вином артиллериста Варгина, который рвется на фронт, мотивируя это тем, что его родная земля захвачена врагом, а «до Грузии фашист не дошел». Возможно, горькие слова Варгина и желание того, чтобы до Грузии не дошел враг, заставили Качараву принять «самоубийственное», но единственно верное решение «дать бой» немецкому крейсеру.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике