Опубликованы результаты исследований экосистемы арктического озера Пясино и прилегающих рек после аварийного разлива дизтоплива в мае 2020 года
Разлив нефтепродуктов в мае 2020 года в Норильске не повлиял на состав бактерий в донных отложениях Норило-Пясинской речной системы, кроме, вероятно, 2 станций забора проб из 13.
Разлив нефтепродуктов в мае 2020 года в Норильске не повлиял на состав бактерий в донных отложениях Норило-Пясинской речной системы, кроме, вероятно, 2 станций забора проб из 13. Такой вывод сделали ученые по итогам полевого исследования численности и состава бактерий на реках Далдыкан, Амбарной, Пясина, а также озере Пясино, расположенных ниже по течению от места утечки нефтепродуктов. Исследование проводилось в период с 4 по 11 августа 2020 года учеными из Института биофизики Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук» и Сибирского федерального университета (О.Колмакова, М.Трусова) и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (О.Батурина, М.Кабилов) при поддержке Проектного центра развития Арктики.
Научная статья опубликована в Сибирском экологическом журнале (номер 4, 2021 год).
В ходе работы впервые был изучен состав бактерий воды и донных отложений озера Пясино и прилегающих к нему рек с помощью высокопроизводительного секвенирования. На участках рек, подвергшихся воздействию нефтепродуктов в мае 2020 года, бактерий-деструкторов углеводородов не обнаружено. В реках Далдыкан и Амбарной, расположенных ниже по течению от места разлива, доминируют бактерии, окисляющие серу и мышьяк. В то же время в озере Пясино эти бактерии не обнаружены, доминантами там являлись мелкие цианобактерии и нормальная олиготрофная микрофлора. Таким образом, состав бактерий воды и донных отложений Норило-Пясинской водной системы соответствует фоновому техногенному воздействию, которому она подвергается, а также демонстрирует буферные свойства озера Пясино на пути стока воды в Карское море, делают вывод ученые.
В том же номере журнала опубликована статья Михаила Гладышева, известного российского гидробиолога, члена-корреспондента Российской академии наук, заведующего лабораторией экспериментальной гидроэкологии Института биофизики СО РАН.
В научной публикации приводится историческое описание крупных разливов нефти в пресных водах различных стран, излагаются процессы ее физико-химической и биологической деградации. Так, ученый приводит данные предыдущих исследований, позволивших установить, что нефть и нефтепродукты, попавшие в природные водоемы, подвергаются в них процессам выветривания (при разливах легкой нефти и нефтепродуктов испарившаяся фракция может достигать 75%) и фотооксидации под воздействием солнечных лучей (причем непрерывный солнечный свет в течение полярного дня способствует процессам фотодеградации углеводородов). В небольших озерах и особенно в реках разлившаяся в воде нефть, не подвергшаяся выветриванию и фотодеградации, быстро выносится на берега, напоминает Гладышев. Растворяется в воде лишь около 5% нефти, тогда как остальные фракции образуют водно-масляные эмульсии. А наиболее плотные фракции нефти оседают и накапливаются в донных отложениях и на берегах. В целом разлитая нефть присутствует в воде не более полугода, за исключением разливов, произошедших зимой или в высоких широтах.
Важным фактором, способствующим снижению ущерба от разливов для экосистем, является способность многих микроорганизмов, бактерий, грибов, дрожжей разлагать компоненты нефти и нефтепродуктов. От 40 до 80 % сырой нефти может быть утилизировано микроорганизмами, свидетельствуют данные одного из исследований, на которое ссылается Гладышев.
В статье Гладышева также характеризуется состояние экосистемы озера Пясино до аварийного разлива 2020 года. Ряд исследований, проведенных в 1990-х – 2000-х годах, выявили, что озеро Пясино, а также среднее и нижнее течение реки Пясина характеризовались высоким уровнем загрязнения, а верхний участок реки Пясина – крайне высоким. При этом выяснилось, что для всех озер и рек бассейна озера Пясино, не подверженных прямому антропогенному воздействию (таким как озеро Лама или верховье реки Норилки), были характерны фоновые концентрации соединений меди выше установленных предельно допустимых концентраций (ПДК), обусловленные природным геохимическим фоном территории их водосбора. А в прилегающих к озеру Пясино реках, а именно реки Амбарной и ее притоке, реке Далдыкан, в 1980–2016 годах отмечались превышения ПДК по многим тяжелым металлам.
«В период до аварийного разлива 2020 года вода рек Далдыкан и Амбарной по многим показателям не отвечала нормативным требованиям, предъявляемым к рыбохозяйственным водным объектам, имела 4-й класс качества (грязная и экстремально грязная), а общая оценка гидроэкологического состояния рек характеризовалась как “Бедствие”», — пишет Гладышев.
Озеро Пясино утратило рыбопромысловое значение еще в 1950-е годы и перешло в дистрофное состояние в 1980-е годы в результате хронического антропогенного загрязнения, напоминает ученый.
По мнению гидробиолога, ликвидация последствий аварийного разлива 2020 года будет необходимым, но недостаточным этапом мероприятий по восстановлению экосистемы озера, которая подвергалась интенсивному промышленному и бытовому загрязнению в течение почти семидесяти лет. Прежде чем возвращать озеру промысловое значение и осуществлять его зарыбление ценными видами рыб, необходимо восстановить его экосистему – природное качество воды. И даже после этого промысловый лов рыбы в озере будет целесообразен только в рамках традиционных занятий коренных малочисленных народов, полагает Гладышев.
При этом ученый напоминает, что рыбы арктических озер имеют наивысшую питательную ценность для человека. Он приводит пример арктического гольца – боганидской палии из озера Собачьго (бассейн озера Пясино), содержащего рекордное для всех видов рыб количество длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот семейства омега-3 – протекторов сердечно-сосудистых заболеваний.
«Необходимо от промышленного лова и сопутствующего зарыбления перейти к товарному выращиванию северных видов рыб, в первую очередь – арктических гольцов в промышленной аквакультуре, которая является наиболее действенным способом повышения продовольственной безопасности и сохранения рыбных запасов в Арктической зоне РФ»,— делает вывод Гладышев.
Справочно: Проектный офис развития Арктики финансово и организационно поддерживает научную работу, связанную с введением арктического гольца в промышленную аквакультуру (проект «Путоранский голец»).