Сейчас в Архангельске

15:58 4 ˚С Погода
18+

Память о «мальчиках с бантиками», юнгашах – в Москве, в Музее Победы открылся интерактивный выставочный проект «Соловецкие юнги»

Он посвящен знаменитой Школе юнг ВМФ, дислоцировавшейся на Соловках Архангельской области в годы Великой Отечественной войны

Архангельская область Соловки Соловецкие юнги Выставка
Анна Щетинина
18 июля, 2024, 09:53

Память о «мальчиках с бантиками», юнгашах – в Москве, в Музее Победы открылся интерактивный выставочный проект «Соловецкие юнги»

Фрагмент обложки повести В. Пикуля «Мальчики с бантиками», художник Б.Аникин, издательство «Детская литература», 1979 год. Источник: поисково-исторический форум smolbattle.ru


Посетители выставки «Соловецкие юнги» в московском Музее Победы до 22 сентября смогут увидеть предметы из фондов Соловецкого музея-заповедника и частных коллекций, и узнать о необычной, – как многое в советской жизни тех времен, истории Школы. Юнгой Школы был писатель Валентин Пикуль, написавший об этом повесть «Мальчики с бантиками». За три выпуска Школы, с 1942-го по 1944-й, через нее прошли почти 4,5 тысячи подростков 14-16 лет, которых спустя год жесткого обучения и еще более сурового северного быта выпускали на войну. Многие из них до этого были беспризорниками, набранными со всего Союза, так что им было ничего не страшно. Большая часть юнг Школы получила боевые награды, многие стали моряками, есть среди бывших юнг известные писатели, художники, музыканты. Погиб на войне каждый четвертый выпускник Школы юнг.



Фото: пресс-служба Музея Победы. Источник: /t.me/solovky_museum


Экспозиция «Соловецкие юнги» в Музее Победы последовательно, документально и наглядно раскрывает этапы создания Школы юнг на Соловках, приводит обоснование ее значимости, рассказывает пресс-служба Соловецкого музея-заповедника. С помощью документов и атрибутов времени выстраивается история: как проходил процесс обучения, каким специальностям обучали, кто руководил учебным процессом, как потом сражались юнги на боевых кораблях всех флотов и флотилий.

Выставка предполагает большую долю интерактивности: там можно примерить форму юнги, ответить на вопросы викторины, поучиться вязать морские узлы, изучить флажный семафор.



Фото: пресс-служба Музея Победы. Источник: /t.me/solovky_museum


На GoArctic есть огромная интереснейшая публикация в двух частях (часть первая и часть вторая) о Соловецкой школе юнг – с массой разнообразного иллюстративного материала: от схем – к примеру, помещения, которое юнги первого выпуска строили себе сами, выгрызая в склоне мерзлой горы, и живя тем временем в палатках и землянках (заселились в построенное в ноябре, но это не спасало от холода), до рисунков (юнгам запрещалось иметь фотоаппараты) и «рекламных» фотографий Школы – пусть они парадные и постановочные, но когда смотришь в лица этих детей, впереди у которых – неизбежно – война, и когда сопоставляешь фотографии с текстом, – очередной интересной историей для нас и безальтернативной судьбой для них, – получается уже индивидуальная «мини-выставка», дающая массу тем для размышлений и переживаний.

Материал вообще читается лучше любого детектива – потому что жизнь всегда предлагает то, что и не придумаешь.



Фото: пресс-служба Музея Победы. Источник: /t.me/solovky_museum


К примеру – разве придумаешь, что дети, которых вымуштровали, назвали юнгами и послали на войну, и они действительно воевали, некоторые – долго, – до 1985 года не считались участниками Великой Отечественной? Возможно, потому, что, по Женевским конвенциям, лица, не достигшие восемнадцати лет, не имели права приносить присягу и принимать участие в военных действиях, пишет автор нашего масштабного материала, разошедшегося по интернету, – Ольга Чуракова, доцент Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) из Архангельска. Позже, когда уже многих юнг не было в живых, историческая несправедливость была исправлена.

Сейчас память о 4,5 тысячах юнг Соловецкой школы поддерживается – памятниками, музеями, виртуальными проектами, песнями, литературой. Они внесли свой вклад в победу, а значит, немного изменили этот мир.

Почему «мальчики с бантиками»? Ленты на бескозырках, которые выдавали подросткам во время учебы, были несоразмерно длинны по отношению к их детскому росту, и юнгам объясняли, что право носить настоящие ленты нужно заслужить, успешно закончив обучение. А на время учебы ленты следует завязывать бантиком, чтобы они были короче.


 

далее в рубрике