Сейчас в Мурманске

01:00 2 ˚С Погода
18+

«Персей» – первопроходец научного флота Арктики

Недостроенный «китобой», научная лаборатория, «академия», участник Плавморина, заслуживший памятник в районе губы Эйна

Транспорт и логистика Исследование Арктики Судно персей
Михаил Умнов
30 мая, 2024, 13:42

«Персей» – первопроходец научного флота Арктики

«Персей», 1932 г. Фото: Федеральное агентство по рыболовству


Хотя научно-исследовательскому судну «Персей» было отпущено всего 18 лет, в его бурной судьбе отразилась эпоха становления советского государства и развития научных исследований Арктики. В годы Великой Отечественной войны сугубо мирное судно встало на защиту северных рубежей нашей Родины.  


«Персей», рожденный китобоем

Архангельский промышленник Епимах Могучий был явно неравнодушен к античной мифологии – его суда носили имена героев древнегреческого эпоса. Последний корабль, китобой «Персей», был заложен незадолго до Октябрьской революции, на Онежской верфи успели построить прочный корпус, конструктивно выполненный по образцу знаменитой нансеновской шхуны «Фрам». Ее форма препятствовала сдавливанию льдами, что позволяло длительное время дрейфовать в паковых льдах и подходить близко к берегу. 

Недостроенный китобой «Персей» сначала перешел в ведение Северной научно-промысловой экспедиции, а в 1922 году его передали в созданный годом ранее Плавучий морской научный институт (Плавморнин). Это был первый шаг в реализации декрета В.И. Ленина по изучению морей Северного Ледовитого океана и арктического побережья с целью разведки природных ресурсов, столь необходимых для экономики советской республики после завершения гражданской войны. 

Среди прочего нужно было срочно восстанавливать рыбную промышленность Кольского полуострова, пострадавшую во время интервенции. Свой план хозяйственного освоения Баренцева и других северных морей советскому правительству предложила группа ученых МГУ во главе с профессором И.И. Месяцевым, и в этом проекте специализированному научно-исследовательскому судну отводилась особая роль. Так как денег на постройку полноценного НИС не было, науке был отдан недостроенный китобой «Персей».



Художественный маркированный конверт Министерства связи СССР. Первенец русского научно-исследовательского флота «Персей». Художник Ю. Левиновский. 1979 год


На личном энтузиазме сотрудников Плавморина

Плавморнин не имел ни средств, ни возможностей для закупки необходимого судового оборудования, но имел право использовать отслужившие свой срок механизмы и приборы, а также все, что нужно в судовом хозяйстве – от иллюминаторов до мебели для кают-компании. 

Ученые и работники Плавморнина совместно с архангельскими корабелами дооснастили судно за счет машин с затонувших и списанных кораблей – одним из «доноров» силового и навигационного оборудования даже стал участник русско-японской войны броненосец «Чесма». Кроме этого был дополнительно усилен корпус поясом из дубовых досок, а также размещены семь лабораторий, библиотека, бытовые и служебные помещения для 40 человек научного состава и команды.

Архангельские мастера специально для «Персея» изготовили несколько научных приборов по чертежам, взятым из мореходных книг, например, батометры Нансена (приборы для взятия проб воды с различных глубин), славившиеся своей надежностью. В результате за короткое время, исключительно на личном энтузиазме, недострой был подготовлен к первой экспедиции. В знаменательную дату 7 ноября 1922 года на корабле был поднят государственный флаг, а председателю ВЦИК М.И. Калинину была отправлена телеграмма следующего содержания: «Плавучий морской институт в Архангельске сегодня, в день пятой годовщины Октябрьской революции, закончил постройку и оборудование научного судна «Персей» – одного из лучших судов такого назначения в мировом масштабе». 

Выдающийся геолог и автор романа «Земля Санникова» Владимир Обручев сочинил гимн «Персея», в котором были и такие слова:

И вымпел гордый пусть «Персея»,  

Рой звезд и неба синева,  

Над всем полярным миром реет  

Сегодня, завтра и всегда. 

Первое советское научно-исследовательское судно получило и собственный флаг в виде синего вымпела с изображением семи звезд созвездия Персея. В настоящее время этот флаг является эмблемой Всероссийского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).



Особая форма корпуса препятствовала сдавливанию льдами. Фото: Музей Мирового океана


Научная работа «Персея»

В 1920-30-е годы ученые Плавморнина разработали программу постоянного мониторинга гидрологического режима Северного бассейна, по большей части, Баренцева моря. Основная часть данных по запасам рыбы и ее видовому разнообразию, по водорослям, по планктону и бентосу, а также по рельефу дна были собраны на «Персее» в ходе многочисленных экспедиций. Приходилось «Персею» участвовать и в спасательных операциях. Так, в 1928 году он обеспечивал радиосвязью суда, спешившие на помощь к команде Умберто Нобиле, потерпевшего катастрофу во время экспедиции на Северный полюс. 

За 18 лет жизни НИС «Персей» совершил не менее 90 походов по северным морям СССР, пройдя свыше 100 тыс. морских миль, что эквивалентно пятикратному обходу вокруг земного шара по экватору, и проведя в море в общей сложности 6 лет.

«Персей» в 1932-33-х годах проводил исследования по программе Второго Международного полярного года, благодаря чему СССР единственный из всех стран-участниц выполнил все обязательства. В 1935 году совместно с другим научно-исследовательским судном «Николай Книпович» осуществил первую океанографическую съемку наиболее важной в промысловом отношении южной части Баренцева моря. 

Именно на «Персее» впервые в истории советской науки для поиска косяков сельди были применены гидроакустические приборы. Эти опыты и убедили науку и рыбаков в эффективности использования эхолотов во время разведки и промысла, что в дальнейшем обеспечило качественный и количественный прорыв в рыбохозяйственной отрасли.

Среди многочисленных заслуг «Персея» об одной стоит сказать особо: первое советское НИС стало плавучей академией для целого поколения специалистов разных научных направлений. Сохранились сведения, что до начала Великой Отечественной войны на борту «Персея» свои исследования провели более 700 ученых, в том числе такие выдающиеся умы, как гидробиологи Л. А. Зенкевич и В. Г. Богоров, специалист по физике моря В. В. Шулейкин, геологи С. В. Обручев и М. В. Кленова, гидрохимик С. В. Бруевич, биологи А. А. Шорыгин и Б. К. Флеров, географ Т. И. Горшкова и многие другие. Все они с гордостью именовали себя «персиянами».



Памятник на берегу губы Эйна на полуострове Рыбачий. Фото: Федеральное агентство по рыболовству


В составе ВМФ: последний рейс «Персея»

С первых дней нападения фашистской Германии на СССР «Персей», как и все научно-исследовательские суда, был мобилизован и передан в ведение Военно-морского флота. Вооруженное всего лишь пулеметом «Максим», сугубо мирное судно предназначалось для эвакуации раненых и гражданского населения, перевозки медикаментов, продуктов питания на полуостров Рыбачий. 

Уже в начале войны фашистам удалось отрезать перешеек, соединяющий Рыбачий с Большой землей. Губа Эйна оставалась единственным морским путем, соединившим Мурманскую область и гарнизон Красной армии на полуострове. Именно по этому маршруту вышел «Персей» 10 июля 1941 года. На подходе к губе Эйна судно было атаковано с воздуха, загорелось и получило серьезные повреждения. Команде удалось довести «Персей» до мелководья и выбросить его на берег. 

Судно не подлежало восстановлению, но его корпус несколько лет использовали как основание для причала. Даже в таком качестве «Персей» продолжал помогать защитникам Советского Заполярья, не допустившим захват полуострова Рыбачий, который играл важную роль в обеспечении защиты конвоев союзников по антигитлеровской коалиции.

Проект по обнаружению советских кораблей, затонувших в морях Российской Арктики ходе боевых столкновений в годы Великой Отечественной войны, начал реализовываться в начале 2020-х в экспедиции «Помни войну». Во время одной из них в ходе сканирования морского дна были обнаружены останки легендарного «Персея». В честь первого советского научно-технического судна, героического защитника Родины, установлен памятник в районе губы Эйна.


***

Михаил Умнов, специально для GoArctic

далее в рубрике