Плавучая лаборатория и кузница кадров
Проект по изучению Арктики на базе научно-исследовательских судов «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов» был начат в 2012 году
Фото: Александр Порохин / САФУ
Арктический плавучий университет Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) по итогам всероссийского голосования 2023 года, проводившегося на портале «Достижения.рф», вошел в список ТОП-100 главных достижений РФ, охвативший многие сферы научной и культурной жизни страны. Высокая оценка этому научно-образовательному проекту САФУ была дана по итогам более чем десятилетней деятельности арктических исследований.
Проект по изучению Арктики на базе научно-исследовательских судов «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов» был начат в 2012 году при поддержке Росгидромета и Русского географического общества. Целью «Арктического плавучего университета» (АПУ) стало изучение экосистемы российской Арктики от Шпицбергена на западе до Диксона на востоке. За эти годы было совершено 17 выходов в Арктику, проведены сотни исследований, имеющих научный, образовательный и прикладной характер.
«Важно, чтобы студенты понимали, готовы ли они связать жизнь с экспедиционной работой, а также научились работать с научным оборудованием, – рассказывает директор АПУ Александр Сабуров об основных задачах проекта. – Вторая цель экспедиций связана с научными исследованиями: сегодня Арктика – это важный с научной точки зрения регион и для России, и для всего мира. На эти территории сильно влияют климатические изменения – здесь они выражены гораздо ярче и проходят быстрее, чем, например, в средней полосе».
Перед отплытием из Архангельска. Фото: САФУ
С 2012 года в экспедициях АПУ принимали участие свыше 800 ученых, в том числе из зарубежных стран. «Арктический плавучий университет стал площадкой, которая позволяет объединить ресурсы разных организаций», – подчеркивает Александр Сабуров. По его словам, только в прошлом году в арктической работе АПУ было задействовано более 60 научных организаций России. Результативность и эффективность исследований, по словам директора АПУ, «выражается в наукометрических показателях». Речь идет прежде всего о более чем 100 научных статьях, опубликованных в рецензируемых журналах. «При отборе ученых мы большое внимание уделяем научной или прикладной значимости исследований, соответствию основным трендам мировой и российской науки».
Директор Арктического плавучего университета Александр Сабуров. Фото: VK
Снег Арктики прошел проверку на чистоту
Директор Арктического плавучего университета выделяет три основных направления экспедиционных исследований: «Первое традиционно связано с экологией и загрязнением окружающей среды. Постоянные пробы воздуха, снега, воды на содержание различных загрязняющих веществ позволяют отслеживать значимые изменения, происходящие в удаленных районах Арктики. Этим занимаются, например, сотрудники Центра коллективного пользования научного оборудования «Арктика» САФУ». Его руководитель Дмитрий Косяков в недавнем телеинтервью заверил общественность, что многочисленные образцы снега из труднодоступных районов Арктики показали, что «на самом деле ситуация не так страшна и часто преувеличивается исследователями».
«Арктический снег очень чистый, – утверждает ученый. – И если на Новой Земле мы находим порядка 150-200 соединений в снеге, которые представляют какой-то интерес и явно поступают туда из атмосферы, то в еще более высоких широтах, на Земле Франца-Иосифа, впервые обнаруженные соединения измеряется всего лишь десятками. На самом деле их концентрации очень невелики, они не представляют никакой опасности, то есть снег в Арктике очень и очень чистый, но это не отменяет научной проблемы и необходимости ответа на вопрос: что же именно и откуда переносится в Арктику?»
Впрочем, на этот вопрос экспертам Центра коллективного пользования научного оборудования «Арктика» САФУ уже удалось ответить. В пробах арктического воздуха, пропущенного через специальные сорбционные фильтры, были обнаружены следы загрязнителей нового класса.
«Это низкомолекулярные пиридины и его производные – весьма токсичные вещества, которые стали обнаруживаться в последнее время в различных регионах мира», – пояснил Дмитрий Косяков. Глобальный источник токсикантов был найден сравнительно недавно и связан с «горящей биомассой» природного происхождения, возникающими в основном из-за потепления климата. Речь идет о лесных и, главным образом, торфяных пожарах по всему миру, в том числе в России и особенно в Индонезии.
«Нам удалось поставить модельные эксперименты по сжиганию торфа и анализу образующихся продуктов. Это сложная задача, так как во время реакции образуются тысячи соединений, но в результате нам удалось найти то, что искали», – прокомментировал ученый результаты исследований.
Микропластик – проблема номер один
«Актуальное направление экологических исследований последних лет связано с проблемой морского мусора и микропластика, – рассказывает Александр Сабуров о, возможно, самой значимой экологической проблеме нашего времени. – В частности, во время экспедиции сотрудники Российского государственного гидрометеорологического университета выявили большое количество морского мусора – разного рода сети, пластиковые бутылки, канистры – в самых удаленных территориях Арктики, где хозяйственная деятельность в принципе не ведется. Попадание этого мусора в организм птиц или морских животных приводит к негативным последствиям.
Что касается микропластика, то первые исследования в водах Арктики были проведены силами Арктического плавучего университета в 2018 году, – в ходе них особое внимание уделялось частицам микропластика меньше 5 мм. Они могут попасть в организм животных, в том числе рыб, например, вместе с планктоном».
Коллеги архангельских ученых из других научных центров подтверждают опасность загрязнения пластиком вод Мирового океана. В частности, во время Конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике ведущий научный сотрудник ВНИРО Андрей Педченко подчеркнул, что «большинство районов накопления микропластика совпадают с зоной повышенной биологической продуктивности, то есть это практически промысловые районы, которые используются рыбаками».
При этом пока «исследование микропластика в Арктике достаточно скромные», а необходимость изучения этой проблемы связана с «глобальностью распространения микропластика в Мировом океане; накоплением частиц и волокон, в результате деградации и фрагментации пластмассовых отходов в природной среде; малой изученностью степени воздействия микропластика на окружающую среду».
Молодые ученые за работой. Фото: САФУ
Потепление: вопросов больше, чем ответов
Второе направление научных экспедиций Арктического плавучего университета, по словам его директора Александра Сабурова, связано с биоразнообразием, его состоянием и динамикой развития в отдаленных районах. «Например, на Новой Земле подобные исследования последний раз проводились, может быть, в прошлом веке. Нам важно понять, что происходит сейчас и с большими видами, такими, как белый медведь или китообразные, и с птичьими базарами, ведь Арктика это место весеннего гнездования огромного количества мигрирующих птиц, и с мелкими организмами – насекомыми, ракообразными, поскольку многие из них являются так называемыми биоиндикаторами благодаря высокой чувствительности к малейшим изменениям в окружающей среде».
И наконец, третье направление, традиционно играющее значимую роль в экспедициях АПУ, – климатология и гидрометеорология. Вместе с коллегами из Росгидромета, северного УГМС, Арктического и антарктического НИИ ученые САФУ изучают процессы, происходящие сегодня в Арктике, в том числе связанные с потеплением. «К примеру, замеры температуры воды и солености в одних и тех же точках, пополняющие многолетние ряды данных, дают картину общей динамики изменений, – поясняет Александр Сабуров. – Так, ученые из МГУ во время экспедиции 2021 года обнаружили, что на Новой Земле уже в июне наблюдалось выделение большого количества парниковых газов. Для Арктики парниковые газы это очень значимый элемент углеродного цикла. Соответственно, растет необходимость в постоянном мониторинге, что и реализуется во время наших экспедиций».
В целом, ученые пока не готовы предложить окончательную модель будущих процессов, связанных с таянием ледников Арктики. «Сейчас подходим к тому, что массив льда исчезнет к 2050 году, – считает Игорь Шпаков, представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в России. – Речь, конечно, не о том, что весь лед растает и там будет свободное судоходство. Это будет короткий промежуток времени, конец августа-сентябрь, и никто не знает, как это процесс будет развиваться. По последним данным в марте 2023 года площадь льда составила 14,6 млн. кв. км. Это на миллион кв. км. меньше среднего уровня покрытия. А всего за 40 лет сокращение льда такими нарастающими темпами составляет 40 000 кв. км. в год».
Таким образом, стремительно меняющийся в высоких широтах климат бросает российским ученым новые вызовы. Арктический плавучий университет – одна из тех эффективно действующих научно-образовательных структур РФ, постоянно, из года в год, доказывающая свою способность отвечать на эти и другие вызовы реализацией комплексных исследовательских программ мирового уровня.
***
Михаил Умнов, специально для GoArctic