Решена судьба легендарного судна «Михаил Сомов» – почти ледокола и орденоносца
Ему уже под 50, но он после ремонта еще побороздит моря и океаны, а потом станет музеем

Фото со страницы dvinanews.ru
Одним из вопросов, которые обсудили на заседании межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ в Архангельске, стали перспективы дальнейшей эксплуатации и возможности сохранения научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» в качестве музея, передает пресс-служба Архангельской области.
Как рассказал начальник Северного УГМС Роман Ершов, судно «Михаил Сомов», построенное в 1975 году, и этим летом севшее на мель, после чего ему понадобился ремонт, – через два года отметит полувековой юбилей.
Вместе с тем, благодаря ему обеспечивается жизнь в 70 пунктах, расположенных вдоль Северного морского пути.
«Планируется, что в ноябре на «Михаиле Сомове» завершатся ремонтные работы, и в ближайшие пять лет судно будет активно эксплуатироваться», – отметил Роман Ершов. – «Михаил Сомов» обладает уникальными возможностями по транспортировке всех необходимых видов грузов и доставке любых экспедиций в суровых арктических широтах».
Судно будет работать до тех пор, пока его техническое состояние позволит выполнять стоящие перед ним задачи по обеспечению функционирования сети метеорологических станций, проведению научных исследований и экологического мониторинга в Арктике.
Участники заседания сошлись во мнении, что «Михаил Сомов» – это морское наследие России, и после завершения его эксплуатации оно достойно стать музейным объектом, чтобы подрастающее поколение знало и гордилось страницами арктической истории нашей страны.
Одна из страниц: «Настоящая история спасения судна «Михаил Сомов»
Оказывается, мель 2023 года для «Михаила Сомова» – семечки. Этот заслуженный трудяга трижды был скован льдами, рискуя быть раздавленным, и дрейфовал – в 1977, 1985 и 1991-м, а в одном случае из трех, в 1985 году, для него была организована спасательная операция, подобная спасению челюскинцев. С информации об этом начиналась программа «Время», были задействованы корабли и вертолеты, а позже и вовсе сняли фильм.
Все злоключения «Михаила Сомова» подробно описаны в статье «пытливого репортера с дипломом историка» Андрея Сидорчика.
«В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550. Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта. Судно, государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова, знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции».
Так, «с рождения», начинается увлекательный материал о шумной и неспокойной биографии корабля – с массой любопытных подробностей и забытых фактов.
А «Михаил Сомов», между тем, в 1985 году награжден орденом Трудового Красного Знамени «за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена», в котором он находился 133 дня.
Так что наш будущий музей – орденоносец.