Режиссер на мотоцикле
Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова часто включают в тройку лучших региональных театров страны. Во многом это заслуга главного режиссера Андрея Тимошенко.

Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью, опубликованное в октябре 2024 года, с главным режиссёром архангельского театра драмы Андреем Тимошенко. Это – про то, как можно переехать из Москвы в Архангельск, возглавить театр и ставить спектакли, на которых всегда – аншлаг.
«Бородатый мужик с "сомнительной" внешностью байкера», – пишет об Андрее его друг, путешественник и писатель Анатолий Чернявский. Подобная характеристика обещала неформальный разговор о творческом пути, секретах театрального успеха и жизни вне рамок профессии…
Режиссерское счастье
– Андрей, что вас подвигло 11 лет назад переехать из Москвы в Архангельск? Мне кажется, в прошлых своих интервью вы недостаточно ясно ответили на этот вопрос.
– Я и до переезда работал в Архангельском театре драмы как приглашенный режиссер, сценограф. Когда мне предложили возглавить этот театр, мой друг Александр Николаевич Горбань уговорил меня принять предложение. Он сказал: «Если что-то не понравится, ты всегда можешь уехать». Но поскольку я очень серьезно отношусь к делу, за которое берусь, я до сих пор здесь. Сегодня я даже теоретически не представляю, как можно оставить театр, в который вложил столько сил, столько любви.
– За то время, что вы являетесь главным режиссером театра, состав труппы сильно изменился?
– Короткий ответ: да. Мы набрали и выпустили курс в Щукинском училище, и… мы расстались с актерами, которые выпивали. Я большой противник этого дела. Пьющий человек физически не в состоянии вытянуть те требования, которые современный театр предъявляет к актеру.
– В афише Архангельского драмтеатра преобладают спектакли приглашенных режиссеров. Как вы для себя решаете этот вопрос: быть монополистом или приглашать людей со стороны?
– Должно быть хорошо не мне конкретно, а театру. Я стараюсь приглашать людей, которые помогают труппе расти. Нет большего счастья для художника, чем работать не ради денег, а из творческого интереса. Своим прошлым многолетним трудом я заработал это счастье. Я могу себе позволить не искать заказов на стороне или забивать афишу только своими спектаклями.
Первый режиссерский курс героя в «Щуке». Фото из архива А. Тимошенко
«Никогда не подстраиваюсь»
– О целевом курсе в Щукинском училище. Туда набирали парней и девушек именно из Архангельской области. Скажите, они чем-то отличаются от студентов из других регионов?
– Ничем. Студент либо талантливый, либо труженик, либо лентяй.
– Зато в Москве даже у театров второго эшелона другие материальные возможности…
– Разумеется, мы, например, не можем с ними конкурировать по зарплатам. Но в Москве такой избыток актеров, что новичку вряд ли предложат интересную роль. А у нас в театре предложат, что дает возможность актеру расти. Актерская профессия ведь очень практическая. Я как режиссер тоже с этим столкнулся. В идее переехать в Архангельск минусов было больше, чем плюсов, но один жирный плюс все перевесил – в ранге главного режиссер я могу ставить то, что хочу.
– И я так понимаю, ваш выбор вполне устраивает архангелогородцев…
– Да, когда я только взял театр, 100 зрителей в зале на 600 мест были для нас счастьем. Сейчас у нас на все спектакли зал битком забит, при этом качество репертуара выросло. В афише театра – «Доктор Живаго», «Ревизор», «Гроза», «Мастер и Маргарита»… И это все коммерчески успешные постановки.
– Кстати о «Мастере и Маргарите». Выбор этого материала для постановки как-то связан с премьерой фильма Михаила Локшина?
– Нет, абсолютно. Я вообще никогда не подстраиваюсь под то, что кто-то где-то делает. Бывает так, что два спектакля по одному источнику выходят параллельно, как было у меня с «Доктором Живаго». Чуть позже нас спектакль с таким названием выпустили в «Мастерской Петра Фоменко». Это чистая случайность, кто смотрел обе постановки, знают, какие они разные. В случае с «Мастером» артисты мне сообщили, что вот скоро выйдет такой фильм. Я уже после нашей премьеры пошел в кинотеатр и с удовольствием посмотрел его.
Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита». Фото В. Кашицина
О проблеме авторских прав
– Собственно архангелогородский материал в репертуаре театра представлен только спектаклем «Пряслины» по Федору Абрамову. Или я не прав?
– Уточню, что спектакль «Пряслины. Две зимы и три лета» поставил приглашенный режиссер Владимир Хрущев. Также в афише имеются «Сказки в избе» – театрализованные читки северных сказок для самых маленьких наших зрителей. На февраль-март запланирована премьера еще одной северной истории, но я пока не хочу ничего говорить на этот счет – коммерческая тайна. Иногда слышишь упрек в том роде, что театр не ставит современных архангелогородских авторов, но у нас в приоритете не географический принцип, а качество материала.
– Но, согласитесь, ставить Островского и Гоголя выгоднее с финансовой точки зрения? Не нужно платить авторские…
– Тут проблема шире. Иногда хочешь поставить какого-нибудь автора, а нельзя – правообладатели запрещают или сам автор против, как в случае с современными западными драматургами. Я, кстати, слышал от театральных критиков, что обсуждается идея лишить правообладателей права разрешать или не разрешать постановку своих вещей. Гонорар мы им обязаны будем выплатить, а вот соблюдать подобные ограничения – нет.
– Если такой закон примут, он будет действовать только на территории России. Выедете вы за границу, а вас там за нарушение авторского права арестуют…
– Все так, но дело ведь не только в западных авторах. Например, правообладатели запрещают ставить пьесы Александра Володина. Если так дальше пойдет, то через пару десятков лет этого талантливейшего драматурга могут попросту забыть.
– Ситуация с авторскими правами повлияла на название вашего последнего спектакля «СТОЛЕТВМАККОНДО»?
– Отчасти да. Все понимают, о каком произведении идет речь, но раз нет «одиночества», значит, мы не нарушаем авторские права. Почему слитно? Это мне кто-то из пиарщиков посоветовал. Роман Маркеса очень многослойный, некоторые его части не вошли в постановку, чтобы не шокировать зрителя, потому что, сами понимаете, это очень откровенное произведение.
На бенефисе актрисы Северодвинского драмтеатра Юлии Корельской. Фото А. Рычковой
Между Арктикой и Кавказом
– У вас есть хобби – путешествовать на мотоцикле. Так как наш портал посвящен Арктике, не могу не спросить: вы путешествовали на мотоцикле по русской Арктике?
– Только по Архангельской области. У меня есть тренер в этом деле, Илья Волков, вот он всю страну объездил на мотоцикле, а, кроме того, был в Африке, на Шри-Ланке… Еще один мой друг Анатолий Чернявский добрался на мотоцикле до Чукотки. Такими длинными маршрутами, как у Ильи и Анатолия, я похвастаться не могу. Все-таки у ребят это часть профессии, я же зарабатываю свой хлеб как режиссер театра. Максимум на неделю могу себе позволить уехать куда-нибудь.
– По Архангельской области вы тоже с Ильей ездили?
– Нет, в одиночку. У Ильи в Теберде есть база, куда я и другие ребята, увлеченные темой эндуро, то есть гонок по бездорожью, выбираемся, чтобы набраться опыта. Илья разведал на Кавказе множество троп. С ним мы поднимались где-то до трех тысяч метров. Выше уже нельзя, потому что начинается курумник.
– Возможно, в мае следующего года у меня получится добраться до Архангельска. На какой спектакль из репертуара Архангельского театра драмы советуете сходить?
– На любой, какой будет идти в ваши даты. У нас нет плохих постановок.
В амплуа байкера. Фото И. Волкова
***
Алексей Егоров, специально для GoArctic