С чего начинается Арктика? Часть вторая
Для кого-то – с обыкновенной почтовой марки на старом конверте.
Символ Арктики. Номерной блок Почты СССР, посвященный атомному ледоколу «Арктика», первому в мире судну, достигшему географической точки Северного полюса. 1977 год. Фото из архива автора
В первой части этого повествования я уже писал о своих открытиях в полярном коллекционировании, о первых арктических отечественных почтовых марках, о «золотом десятилетии» советской полярной филателии в 30-е годы прошлого века, о той роли, которую сыграл в моем увлечении известный полярник, первый председатель Всесоюзного общества филателистов Эрнст Теодорович Кренкель. Сегодня – продолжение и завершение этой неисчерпаемой темы.
Подвиг челюскинцев, о котором знают все
Эта арктическая история прогремела на весь мир, в детстве мы слышали о ней буквально с пеленок. Слово «челюскинцы» звучало тогда, как пароль. Эхо той эпопеи и сейчас еще отдается глухими информационными раскатами. К тому же у родителей Карины Васильевой, девочки, родившейся прямо на «Челюскине» в Карском море, которую потом на руках ласкал сам Сталин, были наши, ивановские корни…
А тогда конкретно произошло следующее: 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря была завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин». Предыстория всем известна.
…10 августа 1933 года «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров, вышел из Мурманска и взял курс на восток. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Возглавили экспедицию легендарный исследователь Арктики Отто Шмидт и капитан корабля, полярник Владимир Воронин. А рядом с ними был всё тот же радист Эрнст Кренкель, о котором я уже рассказывал. За месяц «Челюскин» преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря, девять десятых поверхности которого уже было покрыто льдом. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться и 13 февраля 1934 года он был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе со Шмидтом высадились на льдину. Связь с Большой землей осуществлял Эрнст Кренкель.
Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. Главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, М. Слепнёва, М. Водопьянова и И. Доронина. За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики первыми в стране удостоились только что учрежденного высокого звания Героя Советского Союза.
«Челюскинская» серия. Авиапочта СССР. 1935 год
В честь этого события год спустя, 25 января 1935 года, была выпущена серия самых известных арктических марок СССР. И позднее подвиг челюскинцев и их спасателей не раз находил отражение на почтовых марках, конвертах и карточках нашей страны.
Дрейфующая станция «Северный полюс»: от первой до 41-й
…И вот новая встреча с Эрнстом Кренкелем. 21 мая 1937 года, перелетев 20 км за Северный полюс, на лед опустился самолет АНТ-6, пилотируемый Михаилом Водопьяновым. На дрейфующую льдину была высажена героическая четверка под руководством Ивана Папанина – радист Эрнст Кренкель, гидробиолог Пётр Ширшов и метеоролог-геофизик Евгений Фёдоров. Здесь заранее уже был разбит лагерь с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, другими сооруженными.
6 июня 1937 года на льдине прошёл митинг, поднят флаг СССР: одним словом, была торжественно открыта первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс – 1». Важность этого события по достоинству оценили позднее. Так началась история советских и российских дрейфующих полярных станций.
Через девять месяцев (274 дня) дрейфа на юг льдина, на которой располагался лагерь «папанинцев», превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Четверка зимовщиков была снята ледоколами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Пётр Ширшов и Евгений Фёдоров за эту экспедицию были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Первая советская дрейфующая станция «Северный полюс – 1» была секретной, так как работала и в интересах обороны. Поэтому советская почта смогла откликнуться на это грандиозное событие только с некоторым опозданием.
Воздушная экспедиция под руководством Михаила Водопьянова по высадке полярников на льдину. Почта СССР. 1938 год
25 февраля 1938 года, через девять месяцев после события (всё, как у людей), вышла серия марок, посвященная советской воздушной экспедиции по высадке полярников на льдину.
Серия марок Почты СССР, посвященная снятию «папанинцев» – команды станции «Северный полюс – 1» – с дрейфующей льдины. 1938 год
А в июне того же 1938 года, то есть в первую годовщину начала работы станции «Северный полюс – 1», в отделениях связи появилась ещё одна серия почтовых марок, посвященная уже снятию полярников с обломков дрейфующей льдины.
Надпечатка на блоке Почты СССР, посвященная 25-летию станции «Северный полюс – 1». 1962 год
Потом и советская, и российская почта еще не раз отметят это событие выпуском марок, конвертов, открыток, штемпелей специального гашения…
После «СП-1» работа наших дрейфующих на льдинах станций возобновилась в 1950 году. С этого времени они стали действовать постоянно, иногда даже одновременно друг с другом. В среднем каждая станция функционировала около двух лет, но были и рекордные отклонения. На большинстве станций действовали самые настоящие почтовые отделения со всей полагающейся атрибутикой – почтовыми штемпелями, приемкой и отправкой корреспонденции. Сейчас такие послания – украшение коллекций многих почитателей полярной филателии.
Самой «долгоиграющей» за всю историю стала станция «Северный полюс – 22», руководил которой В.Г. Мороз. Она продрейфовала во льдах с 13 сентября 1973 года по 8 апреля 1982 года (почти девять лет!) и преодолела путь в 17 тысяч километров (вместо стандартных для таких станций 3-5 тыс. км).
Почтовая открытка, отправленная со станции-рекордсмена «Северный полюс – 22» 21 апреля 1976 года
В моей коллекции есть открытка, отправленная с рекордсмена «СП-22» 21 апреля 1976 года и отмеченная всеми имеющимися на станции штемпелями. Шла она с Северного полюса до города Иваново всего полмесяца.
…После распада СССР и завершения в 1991 году работы «СП-31» вновь наступил долгий, почти 12-летний перерыв в полярных вояжах во льдах. Первая уже российская дрейфующая полярная станция «Северный полюс – 32» высадилась на льдину только 25 апреля 2003 года. Несколько лет работа в этом направлении успешно продолжалась. Но в 2013 году, когда порядковый номер станций «СП» достиг роковой цифры «40», процесс опять остановился. Скептики думали: теперь окончательно. Но оказалось, что это не так. Просто изучение Арктики выходило в нашей стране на качественно иной (на порядок выше) уровень.
Экспедиции «Северный полюс-41» на ледостойкой самодвижущейся платформе «СП» прибыла на место базирования. Октябрь 2022 года. Фото: tehnoomsk.ru
…15 сентября 2022 года в мурманском порту был дан старт экспедиции «Северный полюс-41» на ледостойкой самодвижущейся платформе «СП», которая является принципиально новым словом в отечественном судостроении, и она отправилась в сторону Новосибирских островов. В октябре ЛСП вошла в подходящее ледовое поле размером около 42 квадратных километров, пришвартовалась и вскоре вморозилась в него. На месте был обустроен лагерь и научные лаборатории. Работают полярники целый день на льду, а ночевать возвращаются на судно с одноместными каютами и всеми составляющими бытового комфорта. Уже в первые месяцы жизни новой дрейфующей станции ученые приступили к планомерному исследованию водной толщи Северного Ледовитого океана, к гляциологическим и другим экспериментам.
Предполагаемое генеральное направление дрейфа ЛСП проходит через приполюсный район в Гренландское море. По плану в автономном режиме платформа проведет два года, планируется смена четырех составов участников экспедиции…
Эпоха «СП» продолжается и, хочется надеяться, вскоре найдет свое отражение в российской арктической филателии уже в новом облике.
Наш атомный ледокольный флот – уникальный и единственный в мире
Конечно, говоря об изучении и покорении Севера, мы вспоминаем подвиги капитанов и экипажей наших ледоколов ещё с дореволюционных времен. Но все-таки самую яркую страницу в истории освоения Арктики оставили отечественные атомные ледоколы, которые, без сомнения, сыграли выдающуюся роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Нигде в мире не было (и до сих пор нет) судов подобного типа.
50 лет планомерного освоения Северного морского пути. 1982 год
Всего в СССР и новой России было семь мощных атомных ледоколов – «Ленин» (время приемки в эксплуатацию – 1959 год), «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1993), «Урал» (позднее – «50 лет Победы») (2007). Первые пять из них уже не действуют.
20 лет атомному ледоколу «Ленин». 1979 год
Большинство этих атомных ледоколов (за исключением «Ленина») кроме организации научных исследований, проводки караванов судов в северных широтах, перевозки пассажиров, арктического туризма и т.д. достигло географической точки Северного полюса.
Наряду с этими огромными судами в СССР были спущены на воду еще два малых атомохода – «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990), которые могли заходить и в реки.
А в 2020 году возродилась «Арктика» – атомный ледокол нового класса ЛК-60Я (тип 22220), правопреемник первой легендарной «Арктики».
Письмо, пришедшее с борта атомного ледокола «Сибирь». На нем – штемпель почтового отделения атомохода. 1979 год
Практически все атомные ледоколы нашли отражение в отечественной филателии разных лет (на марках, конвертах, карточках с оригинальной маркой, спецгашениях), некоторым повезло больше других. И на всех этих судах были открыты мобильные почтовые отделения. Свидетельства тому хранятся и в моей коллекции.
Такая разноликая Арктика
По некоторым подсчетам, общее число отечественных филателистических артефактов, связанных с Арктикой, к сегодняшнему дню перевалило уже за тысячу. Ведь к какой полярной теме не обратись, почти всегда обнаружится присутствие почтового ведомства.
История освоения северных территорий, начиная с 19 века, арктические экспедиции разных времен, выдающиеся полярники, ученые и писатели, рекордные перелеты и морские походы во льдах – все это есть на многочисленных почтовых марках и конвертах. На них же запечатлены практически все представители флоры и фауны крайнего Севера – от белых медведей и моржей до мхов и другой растительности тундры. Города и поселки за полярным кругом, культура и обычаи народов Севера, стройки века в труднодоступной местности и промышленные гиганты, возведенные в зоне вечной мерзлоты – и о них почта не забыла. Этот перечень можно продолжать очень и очень долго…
Блок Почты России из серии «Арктический туризм». 25 ноября 2022 года
Крайний по времени выхода подарок Почты России коллекционерам – блок из двух марок серии «Арктический туризм», посвященный селу Териберка Мурманской области. Он выпущен в обращение в конце 2022 года.
…Словом, было бы безумством рассказать обо всей многогранности отечественной арктической филателии в паре эссе – тут и многих книжных томов не хватит. Но я буду рад, если даже эти скупые краткие фрагменты пробудят у кого-то интерес к теме и заставят углубиться в неё. В этом мире всё так интересно и непредсказуемо! Уж поверьте мне!
***
Аркадий Романов, специально для GoArctic