Сейчас в Мурманске

23:34 2 ˚С Погода
18+

С чего начинается Арктика?

Для кого-то – с обыкновенной почтовой марки на старом конверте.

Арктическая филателия
Аркадий Романов
16 февраля, 2023, 14:53

С чего начинается Арктика?
Самая первая «арктическая» марка СССР. 1931 год. Фото из архива автора


Полярная, арктическая филателия – это целый мир для увлеченного человека, коллекционера. Мир удивительный, порой неожиданный своими открытиями, захватывающий и притягивающий уже с первого знакомства. Он суровый, иногда неприступный, часто героический этот мир. И одновременно – необыкновенно красивый, озаренный северным сиянием, заставляющий восхищаться собой.


Спасибо Эрнсту Кренкелю!

…Меня этот мир пленил ещё в десятилетнем возрасте, в самом начале 70-х годов прошлого века. Космос и Арктика тогда были самыми популярными темами у филателистов. А первым председателем Всесоюзного общества филателистов (ВОФ) до самой своей кончины в 1971 году был известный полярник, Герой Советского Союза Эрнст Теодорович Кренкель. Именно с интереса к личности и судьбе Кренкеля – одного из первых арктических радистов – началось моё увлечение полярной филателией. Как показало время, этот интерес оказался самым серьезным, несмотря на то, что официально членом ВОФ я стал 1 апреля 1974 года – в День смеха. А детское увлечение с годами переросло в нечто гораздо большее. Его своеобразным символом и моим талисманом был и остается обыкновенный конверт с почтовой маркой, на которой изображен Э.Т. Кренкель. Марка была погашена почти полвека назад штемпелем далекой Арктики, а конверт, пересекая северные широты, прилетел в мой почтовый ящик.


2.jpg

Конверт с почтовой маркой, посвященной Э.Т. Кренкелю, погашенные почтовым штемпелем Арктики. 1976 год


Уже в юности это увлечение побудило меня к «полярному самообразованию», заставило ещё больше читать и узнавать о людях и событиях, связанных с Арктикой. Ниточка потянулась, клубок стал распутываться.


Дирижабли – наше всё!

…Оказалось, что Кренкель был непосредственным участником событий, связанных с выходом в СССР самой первой арктической почтовой марки (а точнее целой серии марок с одним рисунком, но разных цветов и номиналов). А дело было так.

Тогда, в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века, в нашей стране началось повальное увлечение дирижаблестроением. Развернулась целая кампания по проектированию, строительству и использованию нового вида летательных аппаратов – дирижаблей. Им уделялось особое внимание со стороны правительства, так как они были значительно дешевле самолётов. Для консультаций и помощи приглашали и иностранных специалистов. Шла первая пятилетка.


3.jpg

Почтовая марка СССР «Пятилетку в четыре года» с дирижаблем «Граф Цеппелин». 1930 год


10 сентября 1930 года по плакату В. Костяницына «Даешь пятилетку в четыре года!» были выпущены две советские почтовые марки разных номиналов, пропагандирующие новую жизнь при социализме и предназначавшиеся для оплаты международной авиакорреспонденции. И что мы на них видим? Крупным планом на марках изображён немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» LZ-127, уже известный тогда смелыми полётами вокруг земного шара и даже первым в истории полным кругосветным перелётом. Правда, дирижабль был помещён на фоне промышленного пейзажа пока без арктического антуража. Но ждать филателистам, как оказалось, оставалось недолго.


«Свидание трех друзей» – самое первое арктическое и филателистическое

…Как раз тогда немецкое руководство обратилось к СССР за разрешением провести четырехдневный полёт «Цеппелина» над советским Заполярьем и Арктикой с ознакомительными и научными целями. А почему бы и нет, подумали тогда в Кремле? В то время отношения СССР и Германии были тёплыми и почти дружескими, в Советском Союзе тогда работало много немецких специалистов. Неудивительно, что Германия получила такое разрешение на пролёт, правда, при условии, что все материалы аэрофотосъёмки по окончании экспедиции будут переданы Советскому Союзу (в итоге это так и не было сделано: сказали, что все пленки, мол, оказались испорчены).

Немцы с радостью согласились. Ведь разрешение на полёт дирижабля позволило им под научным прикрытием провести крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории (получить сведения о возможном будущем театре военных действий), но об этом станет известно лишь десять лет спустя, уже после начала Великой Отечественной войны. А еще позднее в немецких архивах найдут подробные карты и лоции, сделанные с кадров той аэрофотосъемки. «Благодаря» им в годы войны в Баренцевом и Карском морях будут атакованы и затоплены несколько советских кораблей, а еще несколько подорвутся на минах, установленных по данным той же топографической съёмки. Но всё это будет потом.

…А тогда, в 1931 году, руководство СССР решило не просто организовать пролет «Графа Цеппелина» над своей территорией, но и устроить в пропагандистских целях – для повышения авторитета страны в мире – встречу дирижабля в районе бухты Тихая (архипелаг Земля Франца-Иосифа, севернее Баренцева моря) с советским ледокольным пароходом «Малыгин», уже хорошо зарекомендовавшим себя несколькими плаваниями в Северном Ледовитом океане, в том числе – участием в поисках экспедиции Нобиле.


4.jpg

Блок из двух марок Почты России (серия «Арктический туризм»), на котором изображен остров Гукера в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа, где в 1931 году состоялась историческая встреча дирижабля «Граф Цеппелин» и ледокола «Малыгин». 2021 год


Специально для встречи двух знаменитостей Наркомпочтель изготовил почтовые марки и штемпель, а между советским и немецким правительствами была достигнута договорённость о том, что в бухте Тихая на острове Гукера будет произведён обмен почтой между ледоколом и дирижаблем после его приводнения.

27 июля 1931 года конверты и открытки с марками на обоих – плавучем и воздушном – судах были погашены специальным почтовым штемпелем, а затем произошёл обмен почтой: в общей сложности 50 тысяч почтовых отправлений общим весом 420 кг. Причем, дул сильный ветер, льдины напирали на гондолу, и почтовая операция по обмену корреспонденцией чуть было не сорвалась.


5.jpg

Марка Почты России, посвященная 100-летию со дня рождения известного полярника Э.Т. Кренкеля. На ней запечатлен момент исторической встречи в 1931 году дирижабля «Граф Цеппелин» и ледокола «Малыгин». 2003 год


На дирижабле находился и отвечал за операцию тот самый молодой советский радист Эрнст Кренкель (с упоминания о нем я начал свой рассказ), до этого уже успевший в 1929–1930 годах поработать на полярной станции в этой самой бухте Тихой. А на ледоколе почту принимал будущая легенда Арктики – Иван Папанин, в тот раз руководивший экспедицией на «Малыгине».


6.jpg

Самые первые «арктические» марки Наркомпочтеля СССР, которые в шутку называют «Свидание трех друзей». 1931 год


Что же было запечатлено на тех четырех почтовых марках разного цвета и номинала? Художник И. Дубасов изобразил на них белого медведя, взобравшегося на ледяной торос и смотрящего на корабль и дирижабль. В целях пропаганды на картинке были изображены символы социализма – серп и молот, а также сделана надпись на французском языке «СССР – Северный полюс». Ведь открытки и конверты с этими марками и надписью «Воздушная почта» должны были получить и получили в Европе. И не только в ней.

Так в 1931 году увидели свет самые-самые первые арктические почтовые марки СССР, с которых началась история отечественной полярной филателии. История, правда, с драматичным оттенком и некоторым душком. Но это – история, и от нее никуда не деться. Сегодня эти марки – большая филателистическая редкость. А коллекционеры-остряки в шутку называют их по-прежнему – «Свидание трех друзей».


«Полярное десятилетие» советской почты

А затем последовал настоящий взрыв арктической активности СССР, нашедший отражение в почтовых выпусках. Годы с 1930-го по 1940-й можно по праву назвать «полярным десятилетием» и даже «золотым веком» советской почты. Почти все выпуски арктической тематики тех лет стали украшением почтовой эмиссии государства. Причем за каждой из серий – не какое-либо незначительное мероприятие, а героическая яркая полярная эпопея. С 1931-го по 1940-й год в Советском Союзе были выпущены 43 полярные марки и 3 марки с северным этнографическим сюжетом. Говоря другими словами: почти восьмая часть всей эмиссии марок этого периода была посвящена теме освоения Арктики! Часть из них есть и в моём собрании.

…Во время проведения в мире второго Международного полярного года (1932–1933) ведущее место в полярных исследованиях занял СССР, имевший к тому времени несколько первоклассных геофизических обсерваторий и гидрометеорологических станций, осуществивший ряд полярных перелетов, морских рейсов и очень заинтересованный в дальнейшей активизации освоения Севера.


7.jpg

Почтовый конверт из моей коллекции, побывавший на полярной станции «Нагурская» (остров Земля Александры). 1979 год


Кстати, со временем в моей записной книжке появились адреса многих появившихся тогда и чуть позже станций и обсерваторий, откуда потом мне приходили долгожданные письма с самыми необычными штемпелями и штампами. Сейчас некоторые из них уже закрыты. Вот, листаю блокнот и читаю с детства до боли знакомые названия: Земля Франца-Иосифа, остров Хейса, полярная обсерватория «Дружная» или «Якутия, Нижне-Колымский район, мыс Медвежий, полярная станция «Амбарчик»… Мыс Челюскин, мыс Сопочная Карга, остров Рудольфа, Амдерма, Диксон, Ванкарем, Ходовариха, Уэлен… Сколько их – этих точек, в которых люди самоотверженно трудились ради освоения Арктики. И они остались в истории, благодаря в том числе филателии.


8.jpg

Почтовые марки СССР, посвященные Международному полярному году (1932–1933), с надписью «СССР. Авио-экспресс». 1932 год


…А к Международному полярному году (1932–1933) из всех стран, в нем участвовавших, только СССР выпустил специальные почтовые марки с надписью «Авио-экспресс». Произошло это 26 августа 1932 года. Готовили их к первому воздушному рейсу с Земли Франца-Иосифа в Архангельск, который, правда, так и не состоялся. Шутили, что причиной этого стала не совсем грамотная надпись с буквой «АвиО». Но марки остались. И спецгашение состоялось. Теперь это – настоящие филателистические раритеты.


Продолжение следует.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике