Самый северный театр в мире отметил день своего основания
В Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского 6 ноября вспоминали, как в 1941 году в Норильлаге появилась первая труппа профессионального вольнонаемного театра
Первое здание театра. Фото со страницы northdrama.ru/history
Первая театральная труппа родилась на подмостках Норильлага. В отделениях лагерей действовали культурно-воспитательные части, состоявшие из драматических, музыкальных коллективов, литкружков. Проводились общелагерные олимпиады художественной самодеятельности, шахматные турниры, смотры стенной печати, работала художественная мастерская,– напоминает пресс-служба театра.
Открытие первого сезона Заполярного театра (профессионального, вольнонаемного) состоялось на рубеже 1941-1942 годов: композиция «Строгие времена», посвященная Великой Отечественной войне, прошла в приспособленной под театр столовой 2-го лаготделения. Но среди первых постановок, реализованных в начале войны в лагерных бараках промороженного Норильска, была и комедия дель арте из солнечной, теплой Италии – «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони. По рассказам, заключенные пробирались на спектакли любыми способами, их отлавливали, наказывали «за нарушение режима» и снова ловили, но люди хотели увидеть хоть кусочек нормальной счастливой жизни.
Первый директор театра Григорий Александрович Бороденко писал впоследствии: «Принимали нас хорошо. Тогда в Норильске было около 200 тысяч ЗК, 6 тысяч ИТР, плюс обслуживающий персонал, члены семей, оперчекистский отдел, политотдел, – публики хватало…»
Первая труппа театра, 1941 г. Фото со страницы northdrama.ru/history
Развитие театра и его знаменитости
Со дня основания в театре ставили по 15 премьер за сезон. Спектакли начинались в 21.00. С 1947 года был запущен «сквозной» автобусный маршрут «Горстрой – Театр» (проезд – по билетам на спектакли), а начальство комбината могло, например, отправить самолет в Красноярск за цветами артистам в день премьеры.
С 1946 по 1950 годы в Норильске работал артист Иннокентий Михайлович Смоктунович. Бывший военнопленный, он сам решил переехать из Красноярска – ведь «дальше-то меня никуда не могли сослать, разве что на Северный полюс». Это был фактически первый театр в его биографии, здесь он получил ставшее знаменитым сценическое имя – Смоктуновский. За 4 года он сыграл в Норильске более 40 ролей.
Творчески насыщенный период провел в Норильске народный артист СССР Георгий Степанович Жженов (1949-1953 гг.) после второго ареста и ссылки: «В Заполярном театре я работал так активно, как не работал в Академическом театре Моссовета – 12 премьер за сезон! Одну начинал играть, а уж репетировал следующую. Конечно, это приучило к активности, к быстрому способу работы. В кинематографе мне это потом сослужило добрую службу». Одним из первых в Норильске он был реабилитирован и освобожден из ссылки.
А во главе творческого состава театра с 1954 по 1962 годы был режиссер Ефим Львович Гельфанд – «человек, который не просто исповедовал в искусстве принципы героического романтизма – он иначе и не видел мир. Вместе с легендарным Олеко Дундичем он дрался в конармии Буденного, вместе с Оводом поднимал на борьбу итальянцев, и болели шрамы от предательств и пыток… У него был неожиданный юмор, и походил он на того, кем на самом деле и был, – на актера школы великого Михоэлса» (Н. Нечаев).
В Норильск тогда стремились, – вспоминала актриса Е.Ю. Урусова: «Хороший репертуар, толковые режиссеры, а кроме того, хорошо платили, давали квартиры, вообще, это был богатый город. И самое главное — это был театральный город, театр всегда был полон».
Театр получил новое здание на Севастопольской. За годы его работы в труппе, кроме упомянутых известных имен, было много других артистов высокого уровня, и ссыльных, и вольнонаемных.
Афиша театра – тогда это был театр не только драмы, но и музыкальной комедии. Фото сто страницы northdrama.ru/history
Влияние репертуара театра
Во времена Норильлага театр проводил выездные спектакли в отделениях лагерей. Артист С.Г. Берлин вспоминал о периоде, когда близка была забастовка заключенных 1953 года: «В спектакле «Ночь испытаний» мы с актрисой Кобзевой играли следователей. Я-то просто людей допекал, обеспечивая их «посадку», но это не вызывало особых эмоций в зале: таких следователей заключенные, видимо, насмотрелись. Моей партнерше досталась роль «идейной» негодяйки, которая подводила теоретическую базу под свои действия. Чувствовалось – зал постепенно копил злость. Когда же Кобзева произнесла: «Наш советский суд зря никого не осудит!» – что произошло в рядах зрителей! Не просто ропот – шквал протеста!.. Больше этот спектакль в лагере не показывали, на "контингент" вывозили только классику».
В сентябре 1961 года в театре состоялась судьбоносная премьера спектакля по пьесе В. Маяковского «Клоп» в постановке Е. Гельфанда, после которой – и в ознаменование 20-летия – театру было присвоено имя знаменитого поэта и драматурга.
82 года со дня рождения
История театра насчитывает много и счастливых, и драматических моментов — одним из них стал пожар в 2002 года, уничтоживший зрительный зал, новое световое и звуковое оборудование, причем огонь вспыхнул точно перед началом первой репетиции («читки») по пьесе Г. Горина «Забыть Герострата!» (читатели, конечно, помнят идиому «слава Герострата», зафиксировавшую поступок жителя древнегреческого Эфеса, который сжег храм Артемиды для того, чтобы его имя осталось в веках).
Работники театра были потрясены откликом норильчан на эту беду: люди предлагали свою помощь; школы, предприятия спрашивали, куда перечислять деньги; в городе прошло несколько благотворительных марафонов-концертов, в которых приняли участие все творческие коллективы города. Театр был восстановлен за рекордные 9 месяцев, открылся премьерой той же трагикомедии «Забыть Герострата!», а на средства, собранные зрителями, была куплена люстра зрительного зала.
Заполярный театр всегда стремился к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов, интересных творческих событий, и сочетает для этого возможности разных театральных направлений, жанров, стилей. «Театр нужен каждому городу, но городу, расположенному за 69-ой параллелью, где девять месяцев в году на улицах не тает снег и в течение двух месяцев нет солнца, – такому городу театр необходим вдвойне… И именно театр, как мне кажется, в состоянии возвратить норильчанам, устающим от долгой зимы, теплоту чувства, поэзию мироощущения», – сказал один из режиссеров театра Л.С. Белявский.