Сарматская культура на Ямале: в МВК им. И.С. Шемановского открыта роскошная выставка «Номады Рифейского камня» из собраний пяти музеев
Основу экспозиции составляют пять археологических собраний – предметы памятников сарматской эпохи, экспонаты времен железного века
Один из экспонатов – нагрудный серебряный элемент конской упряжи с изображением льва, около 20 см в диаметре. Фото: Валентина Милованова / uralpress.ru
Главный музей Ямала – Музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, расположенный в Салехарде, столице Ямало-Ненцкого автономного округа (ЯНАО – Ямала) представил посетителям выставку «Номады Рифейского камня», в которой представлены экспонаты времен железного века. Основу экспозиции составляют археологические собрания пяти известных музеев Урала, уникальные по красоте и сохранности предметы памятников сарматской эпохи: золотые гривны, кольца и браслеты, бусы из индийского агата и сердолика, бронзовые зеркала и котлы, серебряные элементы конской упряжи, коллекция оружия. Дополнением реальным находкам служат реконструкции костюмов, снаряжения и бытовая утварь ранних кочевников, созданные московским мастером передают видеорепортаж «Вести. Ямал» и материал ИА «Север-Пресс».
Украшение – золотая гривна с зооморфными окончаниями. Скриншот видеорепортажа «Вести. Ямал» / vesti-yamal.ru
По одной из версий, Рифеи – это древнее название Уральских гор. В античной традиции часто встречались упоминания об обилии там золота и текущих в золотых руслах потоках. Предполагается, что именно там когда-то жили воинственные девы – северные «амазонки», которые равноправно сосуществовали с мужчинами, участвуя в набегах на соседние племена и имея свой авторитет в сообществах.
«Легенды об амазонках родились не на пустом месте, – рассказал заведующий сектором археологии и этнографии МВК им. И. С. Шемановского, куратор выставки Никита Перцев. – Восточными соседями скифов были очень странные народы, в том числе те, которых они называли «мужеубийцы». Они так назывались не потому, что там жили одни женщины. Нет, таким образом подчеркивалось равноправие мужчин и женщин в полном смысле слова, так как и женщины до рождения детей и после участвовали в военных рейдах, и имели большой статус, – как руководителей, так и жрецов». По его словам, предположительно, речь идет о сакских племенах Северного Казахстана и Южного Урала.
Бронзовые зооморфные экспонаты и элементы оружия. Скриншот видеорепортажа «Вести. Ямал» / vesti-yamal.ru
Одна из самых интересных тем касается жизни жриц, отметил куратор. В одном из найденных богатых женских захоронений выяснилось, что у женщины отсутствовала кисть руки, вместо которой был деревянный протез. И когда изучали украшения захоронения, архкологи увидели, что необходимые по статусу кольца женщина носила как на живой руке, так и протезе.
В МВК им. И. С. Шемановского можно будет увидеть, чем пользовались кочевники, что носили, как сражались, как умирали – представлены и артефакты погребальных комплексов Южного Зауралья. Выставка «Номады Рифейского камня» продлится до 27 октября.
Бронзовые сосуды, зеркало. Скриншот видеорепортажа «Вести. Ямал» / vesti-yamal.ru
О сарматах, номадах и настоящем
Сарматы – кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Сарматы кочевали в районах Нижнего Поволжья и Приуралья, в отличие от скифов, кочевавших в то время в степных районах Приазовья и Украины. Женщин в семье и обществе были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. В могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины – предводительницы или жрицы. Отличались от скифских сарматские оружие и одежда.
Бронзовые наконечники оружия. Скриншот видеорепортажа «Вести. Ямал» / vesti-yamal.ru
Искусствоведы МВК им. И. С. Шемановского выразили мнение, что: «Широкие просторы евразийских степей никогда не были безлюдны – Великая степь выступала своеобразной кузницей легендарных завоевателей, жестоких народов и особой кочевой культуры. Железный век вступил в свои права, прочертив своего рода цивилизационную линию, делящую всю историю на до и после: степные номады (кочевники) вышли на международную арену, а вслед за ними подтянулись и народы Севера. Эта цивилизация, основанная выходцами из Великой степи, несла в себе заряд варварской дикости и восточной мудрости, ее границы уходили далеко за горизонт (от побережья Черного моря до Алтайских гор), а население исчислялось тьмой. Это была эра степных кочевников, эпоха блистательных войн, в которых рождались и гибли державы, по мощи и размерам не знающие себе равных.
Афиша выставки
Сегодня кочевой уклад, зарожденный в античное время, продолжает развиваться в отдельных районах Евразии, в том числе и в округе, где оленеводство является важнейшей отраслью региона. Изучение и популяризация уникальной культуры номадов совершенно невозможно без обращения к первым шагам уральских кочевников, обитателей богатых сокровищами Рифейских гор».