«Северный полюс»: подо льдом к «вершине планеты»
Новый фильм об одном из эпизодов холодной войны в Арктике с хорошими актёрами и непредсказуемым финалом

Афиша к фильму «Северный полюс» (2025 г., режиссёр - Александр Котт)
Арктический фронт Холодной войны
27 февраля в широкий прокат вышел художественный фильм «Северный полюс». Режиссёр Александр Котт, известный по франшизе «Ёлки» и патриотическому фильму «Брестская крепость», на этот раз обратился к реальному эпизоду холодной войны, когда СССР и США соперничали не только на поле боя и в космической сфере, но и в Арктике.
В 1958 году американская атомная подводная лодка «Nautilus» осуществила проход подо льдом Северного полюса. В ответ на этот жест советский лидер Никита Хрущёв поставил задачу советским подводникам не только повторить это, но и всплыть на Северном полюсе. Благодаря выдающимся достижениям науки и героизму подводников эта задача была успешно выполнена 18 июля 1962 года, несмотря на ряд сопутствующих трудностей и опасностей. Пришло время экранизировать этот сюжет Холодной войны, для зрелищности существенно изменив детали события.
В главной роли командира подводной лодки К-3 («Ленинский комсомол») Живцова (прототип – капитан второго ранга Лев Жильцов) снялся Андрей Мерзликин, который ранее уже исполнял роль капитана-подводника в сериале А. Котта «Конвой PQ-17». На роль инженера-конструктора, отвечающего, помимо прочего, за изучение ледовой обстановки, с говорящей фамилией Морозов, был приглашён Евгений Миронов. Роль Елены Живцовой, любящей жены командира К-3, исполнила актриса Ольга Ломоносова. Также в фильме представлена учёная-испытатель по фамилии Филатова (Елена Север; прототип – физик Екатерина Феоктистова), которая, несмотря на смерть мужа-подводника от лучевой болезни, продолжает его дело и поддерживает Живцова.
Морозов. Кадр из фильма «Северный полюс». Источник: kinopoisk.ru
Испытание пройдено со скрипом
Фильм начинается с испытаний подводной лодки в Баренцевом море в мае 1962 года. При всплытии происходит авария, вызванная заклиниванием перископа, и в лодку начинает попадать вода. Однако благодаря самоотверженности подводника, который ценой собственной жизни устранил неисправность, большой трагедии удалось избежать. Необходимо сделать выводы, доработать необходимые приборы, в частности, эхоледомер и парогенератор, внести изменения в конструкцию лодки, но советский лидер Никита Хрущёв настаивает на срочном выполнении задачи по «прищучиванию американских империалистов» на полюсе.
Живцова вызывают в Москву и он, несмотря на мнение Морозова, заявляет о полной боевой готовности К-3 к подлёдному походу и всплытию на Северном полюсе. Филатова упрекает капитана в сокрытии информации об уровне радиации и количестве сварных швов на подлодке, но, в память о муже, тоже принимает участие в походе.
Также капитану Живцову сообщают информацию о наличии американской подводной лодки с ядерными торпедами в районе Северного полюса, и о том, что вся информация о действиях К-3 строго засекречивается.
Подлёдный поход
В 1962 году, несмотря на недостаточную подготовленность подводной лодки и отсутствие слаженности экипажа, К-3 начинает свой поход. Первое пробное всплытие проходит успешно, и устанавливается визуальный контакт с советским эсминцем «Сведущий».
Всплытие. Кадр из фильма «Северный полюс». Источник: kinopoisk.ru
Однако вскоре штурман К-3 начинает подозревать, что лодка значительно отклонилась от курса. Это объясняется несовершенством навигационных приборов того времени. Капитан принимает решение продолжать поход, несмотря на риски, ведь решение партии и правительства принято и обсуждению не подлежит.
Тем временем с эсминца «Сведущий» поступает сообщение о визуальном контакте с К-3, что вызывает озабоченность у командования из-за существенного отклонения от курса. Необходима корректировка, но как её сделать? Гениальный Морозов предлагает провести два подводных взрыва, которые позволят его аспиранту Караваеву на К-3 принять сигнал для корректировки курса. При этом возникает вопрос о том, почему конструктор не проинструктировал штурмана и капитана о возможном способе корректировки курса перед выходом в море…
Корректировка курса с риском для жизни
Морозов успевает на самолёт, направленный для эвакуации полярников со станции № 8, которая вот-вот затонет из-за изменения состояния ледового покрова. Рискуя жизнями полярников, он таки производит необходимый взрыв. Самолёт с полярниками и Морозовым успевает взлететь за секунды до того, как лёд трескается и станция уходит на дно. Теперь самолёт должен выполнить ещё более рискованную посадку в районе проведения второго взрыва.
Полярники и лётчица. Кадр из фильма «Северный полюс». Источник: kinopoisk.ru
Происходит жёсткая посадка, в результате которой корпус воздушного судна разрушается. Важно отметить, что взрывчатка остаётся на полярной станции. Ситуация становится критической, однако героическая лётчица стреляет из ракетницы по топливному баку самолёта. Авиационное топливо детонирует и на подводной лодке фиксируется второй аномальный звук, который Караваев интерпретирует как сигнал от своего наставника, что позволяет скорректировать курс.
Миссия завершается успешно: подводная лодка К-3 без дальнейших инцидентов (за исключением взрыва в отсеке парогенератора, что могло привести к резкому увеличению радиационного фона) всплывает на Северном полюсе. Адмирал произносит речь о вековой мечте советского народа, а радостные матросы играют в мяч и купаются в ледяной воде. Всё это происходит под наблюдением фотокамер с американских самолётов-разведчиков.
Жильцов и Филатова на Северном полюсе на фоне веселящихся матросов. Кадр из фильма «Северный полюс». Источник: kinopoisk.ru
План-капкан
Выясняется, что именно такой план был у Никиты Хрущева: продемонстрировать геополитическим соперникам силу Советского Союза на Северном полюсе или, как он выразился, показать американской военщине кузькину мать в Арктике. Однако это также приводит к раскрытию местоположения советской подводной лодки, что делает её целью для американской субмарины класса «Seawolf». Ведь если затопить К-3, то русские как бы и не всплывали на полюсе...
Стоило ли Хрущёву рисковать жизнями советских граждан? Удастся ли героям-подводникам вернуться в порт приписки? Применят ли американцы ядерные торпеды? И, что наиболее важно, какова будет судьба полярников во главе с Морозовым? Ответы на эти вопросы ждут всех желающих в кинотеатрах России.
Плюсы и минусы кинокартины
Из плюсов стоит отметить реалистичную демонстрацию внутреннего убранства лодки (благо настоящая К-3 находится в Кронштадте) и быта подводников. К минусам стоит отнести почти полное отсутствие юмора, не считать же таковым встречу голого полярника и белого медведя, «тараканий танец» Морозова и «стендап» Никиты Хрущёва.
Также не совсем понятны причинно-следственные связи, показанные в картине. Лидер СССР волюнтаристским решением отправил неисправную подводную лодку с непрошедшим боевое слаживание экипажем на Северный полюс, но героизм подводников, а главное – гениальность и героизм Морозова, а также помогавших ему полярников и лётчицы позволили выполнить задание. Получается, что задача была выполнена, не потому что детально спланирована и осуществлена, а благодаря «внезапным решениям», да ещё и «в последний момент».
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic