«Случай на шахте восемь»: «оттепельное» кино о горняках Заполярья
Первый фильм знаменитых впоследствии сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида
Плакат фильма «Случай на шахте восемь»
Ю. Дунский и В. Фрид вместе написали почти сорок сценариев для фильмов самых разных жанров. Среди них: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж».
Они работали с такими режиссёрами как Владимир Басов, Александр Митта, Ролан Быков, Евгений Карелов, Григорий Чухрай, Надежда Кошеверова, Игорь Масленников, Сергей Микаэлян.
Дебют после освобождения
В самом начале «Оттепели», в 1957 году киностудией Мосфильм был снят фильм «Случай на шахте восемь». Режиссёром выступил Владимир Басов, а сценаристами – Юлий Дунский и Валерий Фрид, для которых кинокартина стала дебютной. Ведь в 1944 году два друга-литератора были арестованы по обвинению в принадлежности к антисоветской молодёжной группе. Примечательно, что с 1950 г. по 1956 г. Дунский и Фрид провели (сначала в лагере, потом на поселении) в Инте (Коми АССР), где и снимался «Случай на шахте восемь».
В начале кинокартины в неназываемый шахтёрский городок (подразумевается Инта) в Заполярье прибывает молодой геолог Володя Батанин (Анатолий Кузнецов), и сразу же становится свидетелем чрезвычайной ситуации («случая»): на шахте № 8 из-за некачественной геологоразведки образовывается провал, угрожающий жизни горняков.
Дунский и Фрид за работой в Инте в 1956 году
Чтобы остановить оползень, в воронку сбрасывают всё, что попадается под руку, даже мешки с мукой и бревна из стен стоявших рядом домов. Батанин, принявший деятельное участие в борьбе с провалом, становится фаворитом начальника угледобывающего комбината Егора Денисовича Краева (Николай Боголюбов). Он занимает место геолога шахты №8 вместо уволенного Арсения Павловича (Алексей Ян). К тому же в Володю влюбляется дочь Краева – Алла (Наталья Фатеева), на сердце которой претендовал начальник участка по фамилии Капралов (Юрий Саранцев).
Володя Батанин потихоньку знакомится с шахтёрской работой и жизнью в Заполярье. По доброте душевной он поселяет в своей комнате уволенного геолога («нет работы, нет и жилья»), шахтёра, потерявшего дом при ликвидации провала, Сергея Байкова (Афанасий Кочетков) и его возлюбленную, мать-одиночку Валентину (Лариса Качанова).
Володя и Алла. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Цикличность против «штурмовщины»
Авторитет Володи растёт: он выступает с лекциями о внедрении в добычу угля цикличной технологии и даже на два месяца становится секретарём парткома шахты №8. Однако постепенно молодой геолог начинает понимать, что цикличностью руководство только прикрывается, а по сути остается всё та же «сталинская штурмовщина», когда горняки работают без нормального отдыха, но за премиальные.
Между «старым управленцем» Краевым и «молодым правдорубом» Батаниным зреет производственный конфликт. К тому же Володя написал в газету о героизме шахтёров в борьбе с провалом, что не понравилось Егору Денисовичу, не доложившему о «случае» руководству.
Краев сначала настраивает против Батанина свою дочь, а затем приказывает начальнику шахты № 8 Борису Тасину (Борис Кордунов) написать рапорт (по сути, донос) о том, что Володя срывает внедрение цикличности в добычу (по-старому, «является вредителем»). Алла Краева выбирает сторону любимого и выходит за Батанина замуж.
Товарищ Тасин. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Начальник отдела кадров шахты №8 по фамилии Волков (Николай Граббе) пытается вразумить товарища Тасина пророческими словами: «Борис, ты не прав!», но тот к нему не прислушивается.
Парторг угледобывающего комбината Иван Васильевич Гущин (Георгий Куликов), видя, что Краев стал заносчивым и не видит шахтёрских проблем, пытается объяснить ему ситуацию. Егор Денисович традиционно упирает на то, что он коммунист с 1923 года, но парторг резонно урезает: «... не важно с какого года, а важно – до какого года ты коммунист».
Партия дальновиднее руководства
Любящий дочь Краев приходит мириться к чете Батаниных. Он предлагает Володе «покаяться» на партсобрании в обмен на сохранение работы и членства в партии. Тот, предсказуемо, отказывается. После Краева появляется Гущин, который призывает Батанина «не быть умнее Краева», а обратиться напрямую к шахтёрам, истинным хозяевам комбината и города.
Товарищ Краев с дочерью в служебном автомобиле. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Накануне Нового года начинается судьбоносное партсобрание. Тасин докладывает о том, как Батанин мешал внедрению новаций в процесс угледобычи. Капралов поддерживает его. Казалось бы, что дело ясное. Однако из зала звучат слова в поддержку Володи: люди недовольны тем, что им не заплатили обещанную за «штурмовщину» премию и не восстановили разрушенные дома. Арсений Павлович признается, что авария произошла из-за того, что ему не дали достаточно времени на проведение геологоразведки, хотя он докладывал об этой проблеме Краеву.
Появляется чета Байковых, которых привезли с дальнего участка (явно Гущин постарался), рассказывающая правду о деятельности Тасина и Капралова. Наконец, откуда ни возьмись (явно работа Гущина) выступает «шахтёр из Донбасса» (Петр Любешкин), сообщающий о том, что у них по циклическому графику работают по шесть часов, без переработки, и «богато заробляють».
Товарищ Краев. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Далее «шахтёр из Донбасса» возмущается тем, что товарищ Краев (на секундочку, начальник всего комбината) сидит в президиуме, а его никто не выбирал. Егор Денисович внимает и смиренно садится в зал на табуретку.
Парторг Гущин подводит итог: «коммунисты шахты № 8 крепко одёрнули товарища Краева. Человек зазнался, никого не слушал. Дошёл до обмана шахтёров, государства. А товарищ Батанин не посоветовался с горняками, не смог шахтёрам объяснить свою позицию». Таким образом, в фильме показана линия партии против двух уклонов: старого («сталинского») и нового («волюнтаристского»).
В последних кадрах картины чета Батаниных уходит по новому мосту с фонарями в стиле «сталинского ампира» (мост через р. Инту, давшую название городу). Зрителям сообщают, что теперь они знают, кто хозяева этого города (намёк на шахтёров... или на партию).
Будни шахтёров Инты. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Фильм об Инте и горняках Заполярья
В момент съёмок Инта получила статус города республиканского подчинения, так что кинокартина «Случай на шахте восемь» по факту стала подарком ей и её жителям (главным образом, горнякам).
Изначально посёлок Инта был основан в 1940 году как база комплексной экспедиции по проектированию шахт. Шахты и железную дорогу Инты строили заключённые лагерей системы ГУЛАГ (Интинского и Минерального, где отбывали заключение будущие сценаристы). Добыча угля началась уже в 1943 году, и тогда же интинский уголь был отправлен в блокадный Ленинград.
В фильме можно увидеть достопримечательности старой Инты: двухэтажные деревянные дома (некоторые из которых были украшены элементами «сталинского ампира»: колоннадами и арками), шахты комбината «Интауголь» и знаменитую кирпичную готическую водонапорную башню (архитектор, заключённый шведского происхождения Артур Тамвелиус).
Инта – город контрастов. Деревянный двухэтажный дом и готическая водонапорная башня. Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Ранняя «Оттепель» с рудиментами «сталинского кино»
Режиссёр Владимир Басов снял безусловно «оттепельную» производственную драму, причём умело используя образы «сталинского кинематографа». На роль Краева (фамилия напоминает псевдоним сталинского соратника Кирова) был приглашён лауреат шести сталинских премий, известный по роли товарища Шахова (прототип: всё тот же Киров) в фильме Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937 г., 1939 г.) – Николай Боголюбов. Фактически в «Случае» он продолжает исполнять роль Шахова, демонстративно не замечая «оттепельных» изменений.
Анатолий Кузнецов тоже продолжает играть роль молодого инженера Петрова из фильма «Путешествие в молодость» (1956 г., режиссёры Владимир Крайниченко и Григорий Липшиц), у которого конфликт с начальником и роман с его дочерью.
Собрание под портретом М.И. Калинина (портретов других «вождей» в фильме нет по известным причинам). Кадр из фильма «Случай на шахте восемь»
Конечно же, у Краева и Батанина происходит «производственный конфликт»: борьба молодого и старого, «сталинской штурмовщины» и «оттепельной» веры в науку и гуманизм. При этом фильм завершается не торжеством «оттепели» над «сталинизмом», а победой партийных органов над двумя формами уклонизма. Партия со всем разобралась, покарала виновных, пожурила неправых, а рабочий народ всё понял. Получилась такая «оттепельная»1 лента с сохранением руководящей роли партии.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic
Примечания:
1 В визуальном ряде кинокартины также можно найти элементы «сталинского кино»: образ светловолосых положительных главных героев (причём, Сергей Байков перед тем как жениться на Валентине Самохиной и усыновить её сына, сокрушается о том, что у пасынка другой цвет волос, все поймут, что он не его отец), элементы декора в архитектуре, романтика Севера. При этом Володя Батанин – молодой выпускник Горного института из Ленинграда, романтик и гуманист (как и Алла Краева), поющий песни под гитару – типичный герой «оттепельного» кино.