Становление советской власти на Чукотке в зеркале кинематографа
«Алитет уходит в горы» и «Начальник Чукотки»
Плакат фильма «Начальник Чукотки»
В Советском Союзе любили снимать кино историко-революционной тематики. Фильмы о становлении советской власти на окраинах бывшей Российской империи были идеологически выдержаны и нравились зрителю. Даже появился такой стилистически близкий к вестерну жанр как «истерн», в котором действие происходит во время Гражданской войны в Средней Азии, на Кавказе или в Сибири.
Не обошли кинематографисты и столь богатейшую тему как становление советской власти на Крайнем Севере, на Чукотке. Первый подобный фильм – «Алитет уходит в горы» был снят в самый разгар периода «Малокартинье» в 1949 году режиссером Марком Донским по роману Тихона Семушкина, создававшего первые советские пушные фактории на Чукотке.
Уполномоченный Лось против американца Чарли и чукотского кулака Алитета
Шел суровый 1923 год. Уполномоченный Камчатского ревкома Никита Сергеевич Лось (Андрей Абрикосов) и сопровождающий его этнограф Жуков (Ленвлад Туркин) добираются на собаках до чукотского стойбища Лорен с целью «ликвидировать зверскую политику царизма». Там чукчи-охотники продают меха американцу Чарли Томсону (Борис Тенин), двадцать лет живущему на Чукотке. У Чарли есть подельник из числа местных – «большой торгующий человек» и обладатель оленьих стад Алитет (Лев Свердлин).
Плакат фильма «Алитет уходит в горы»
Лось толкует чукчам про революционные события: «Была война богатых и бедных, последние стали начальниками жизни». Чукчам новая власть по душе, а Чарли с Алитетом – не по нраву. Они придумывают хитрый заговор: Алитет заберет у чукчей все капканы, патроны и прочие «средства производства» охотников, так как это его собственность. Начнется большая охота, а морского зверя бить нечем. Тогда голод начнется, а отец Алитета, «сильный шаман» обрушит общий гнев голодных чукчей на головы русских.
Голод, «воскрешение» Владимира и триумф советской власти
План постепенно начинает претворяться в жизнь, а тем временем русские ездят по стойбищам, видят «спартанскую» жизнь чукчей и агитируют за Советскую власть. Однако голод берет свое. Чукчи все меньше верят словам Никиты Сергеевича и склоняются к идее «жить по-старому».
Еды становится все меньше, и чукотский шаман проводит обряд по умерщвлению старика. Только-только душа под звуки бубна собирается уйти с дымом к «верхним людям», как появляется Лось и, как начальник, запрещает умирать. Однако дух Келе уже услышал имя старика и, чтобы он не навредил, «воскресшего» чукчу переименовывают из Вааля во Владимира, понятно в честь кого.
Американцы Чарли и Фрэнк спаивают доверчивого Алитета. Кадр из фильма «Алитет уходит в горы»
Потрясенные чукчи заявляются к «торгующему человеку» с вопросом: «Алитет, где патроны?!». Принявший всем сердцем новую власть Айе борется с «чукотским кулаком», проигрывает, но все-таки охотники получают патроны и добывают еду. Тогда американцы (к Чарли приехал алчный сын Фрэнк) решают извести Лося. Алитет подстраивает так, чтобы сани с русскими перевернулись в пургу. Это удается осуществить. На радостях американцы пьют виски и едят торт. Фрэнки рассказывает отцу геополитическую сказку про великана, тело которого состоит из золота и редких металлов, а в жилах течет черное золото – нефть. Голова великана – Аляска, но она давно пуста, а остальное тело находится здесь в русской Арктике. Тело великана должно принадлежать американцам, чтобы они поскорее начали выкачивать недра.
Алитет рассказывает всем, что русский начальник умер и надо жить по-старому, но преданные чукчи начинают поиск. Все заканчивается хорошо: Лось и Жуков спасены, американцы посрамлены и уплывают к себе, а Алитет «уходит в далекие стойбища говорить неправду о новом законе». Наконец приходит советский пароход и привозит «средства производства» по справедливой цене.
Лось и Жуков. Кадр из фильма «Алитет уходит в горы»
Популярная комедия как источник анекдотов «про чукчей»
Если «Алитет уходит в горы» не очень известен сейчас, то другая картина о новой власти на Крайнем Севере – «Начальник Чукотки», снятая в конце «Оттепели», входит в «золотой фонд советского кинематографа». Дело в том, что Виталию Мельникову удалось снять блистательную комедию с юным Михаилом Кононовым и опытным Алексеем Грибовым. Вероятно, именно после демонстрации этой кинокартины стали массово появляться анекдоты «про чукчей».
Шел суровый 1922 год. Начальник ревкома Алексей Михайлович Глазков (Иосиф Конопацкий) и юный писарь Алёша Бычков (Михаил Кононов) едут на собаках в чукотский посёлок Уйгунан (снимали на Кольском полуострове), чтобы налаживать советскую жизнь. Однако Глазков в пути умирает от тифа, и Бычков из-за возникшей путаницы называет себя «начальником Чукотки» (согласно мандату).
Начальник Чукотки. Кадр из фильма «Начальник Чукотки»
На Чукотке помимо американского скупщика меха мистера Стенсона (Николай Волков-старший) Бычков встречает наместника прежней власти, коллежского регистратора Тимофея Ивановича Храмова (Алексей Грибов), а также отселенного чукчу-бунтовщика Воквутагина (Геннадий Данзанов), которого переименовывает просто в Вовку.
«Большевики-миллионеры»
Юный начальник арестовывает Храмова и начинает претворять советские идеи в жизнь: устраивает реквизиции и экспроприации для удовлетворения нужд «людей холода и голода». За это благодарные «товарищи далекого севера» приводят ему жену, чтобы «плясать и мясо варить».
Появляется американский капиталист мистер Стенсон, который начинает спаивать чукчей и менять мех на граммофонные трубы (чукотское карго). Бычков останавливает этот обмен-обман, так как новая власть не установила госпошлину. Посоветовавшись с арестованным Храмовым, «начальник Чукотки» объявил повышенную пошлину в 40%, на которую из-за внутренней конкуренции вынуждены были согласится и американцы, и японцы, и русские «старорежимные» купцы.
Начальник прекращает обмен мехов на граммофонные трубы. Кадр из фильма «Начальник Чукотки»
«Государственный бизнес» идет успешно. В итоге Бычков, Храмов и чукча Вовка считают валюту на фоне плаката: «Смерть мировому капиталу», и рассуждают, что «китайскими больше брать не будем…революция у них там… курс шаткий». Набрав миллион долларов «начальник Чукотки» начинает мечтать об устройстве «пролетарского рая» с паровозами, библиотеками и памятником товарищу Глазкову. Однако контрреволюция не дремлет, а наносит контрудар, и «новая власть» в лице Бычкова и догнавшего его Храмова бежит с миллионом в США.
Там их ждали масса приключений, а по возвращению в Советскую Россию Бычков был ограблен беспризорниками. Доблестные советские правоохранители поймали злоумышленников, но деньги для развития Чукотки забрали на борьбу с голодающим Поволжьем.
Деконструкция революционного пафоса
Если «Алитет уходит в горы» интересен игрой Свердлина, постановкой Донского и операторской работой гениального Урусевского, то «Начальник Чукотки» и сейчас смотрится как цельная и попросту смешная картина. Этой «оттепельной» киноленте удалось юмористически деконструировать сам жанр историко-революционного фильма.
Мудрый Лось толкует чукчам о Ленине и Сталине. Кадр из фильма «Алитет уходит в горы»
Оба фильма начинаются одинаково: в первой половине суровых 20-х годов два проводника советской власти едут на Чукотку. В фильме 1949 года мудрый Никита Сергеевич – старый, идеологически подкованный социалист, проводник идей Ленина и Сталина, которому удается победить «засилье кулаков и шаманов» и освободить чукчей от «зверского царизма». Ему помогает юный этнограф Жуков (в герое есть черты самого Семушкина, участвовавшего в чукотских экспедициях по заданию Владимира Богораза (Тана)). Мешают героям американцы: старый капиталист Чарли Томсон и его сын-шпион Фрэнк, а также представитель старой власти («меня царь назначил», «мне кортик подарил») чукча Алитет.
В начале фильма 1966 года сразу происходит слом привычного сюжета: начальник ревкома умирает и его роль вынуждено играет юный писарь. Не столько с революционным пафосом, сколько с мальчишеским задором он начинает преобразования. Он ссорится с представителем старой власти, которому «давно не присылают жалованье», Храмовым, но вынужден взять его на работу, поскольку не разбирается в экономике, да и в политике, да и вообще во всем.
Мильон!!! Кадр из фильма «Начальник Чукотки»
Храмов в отличие от Алитета идет, пусть и вынуждено, на сотрудничество с новой властью, понимая, что без этого не выжить. Нужно просто потерпеть, ну не сможет такая власть долго продержаться. Американцы, как и другие капиталисты, не столь враждебны советской власти. Они не хотят отнять у нее ресурсы, им выгоднее (даже с большой пошлиной) торговать. Хотя они также обманывают и спаивают наивных чукотских охотников.
Интересно, что если в «Алитете» святое для каждого большевика имя Владимир получает «воскресший», «принявший новую власть» чукча, то в «Начальнике» Вовкой зовут чукчу, который бунтует без причины и попадает в комичные ситуации.
В итоге, закономерно фильм 1949 года заканчивается триумфом: корабль с советскими товарами разгружается, американцы бегут к себе, а Алитет «уходит в горы», фильм же 1966 года завершается провалом: новая власть покидает Чукотку с миллионом долларов, который туда уже не вернется. Однако в истории отечественного кинематографа «Начальник Чукотки» располагается выше «Алитета», ушедшего в горы.
***
В. В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic