Учёные разрабатывают экологичный материал для хранения ГСМ в Арктике
Ещё с советских времен в Арктике в качестве ёмкостей для горюче-смазочных материалов используются 200-литровые металлические бочки, которые не вывозятся обратно, а складируются
Фото: Сергей Горшков, GeoPhoto
Учёные Омского государственного технического университета (ОмГТУ) разрабатывают полимерный композитный материал, из которого будут производиться емкости для горюче-смазочных материалов, пригодные для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Пустые ёмкости из нового композита можно будет утилизировать с минимальными последствиями для экологии, сообщил ТАСС один из разработчиков, директор научно-образовательного ресурсного центра «Политест» ОмГТУ Григорий Русских.
«Наш проект рассчитан на три года, мы планируем завершить его к 2024 году. Сейчас уже есть ряд промежуточных результатов, связанных с получением композиционных материалов на основе одной из полимерных матриц, но ряд задач ещё не решён. Разрабатываемый материал будет огнестоек в рамках эксплуатационных нагрузок, и прочным даже при температурах, свойственных арктической зоне. Но при этом его можно будет использовать в качестве топлива с минимальным вредом для экологии», – сказал Русских.
Он отметил, что идея производства ёмкостей из композитных материалов не нова, но омская разработка является уникальной.
«Такая тара есть на рынке, но у неё есть ограничения по использованию. Например, она становится хрупкой при низких температурах. Мы в рамках нашей разработки стараемся эти ограничения преодолеть», – подчеркнул он.
После опустошения новые бочки будут перерабатываться в топливные брикеты, которые при сжигании даже в обычной домовой печи при температуре около 300 градусов будут превращаться в мелкодисперсную пыль. Тем самым будет решена проблема утилизации пустых емкостей, которая в настоящий момент очень актуальна для северных регионов.
Русских рассказал, что ещё с советских времен в Арктике в качестве емкостей для ГСМ используются 200-литровые металлические бочки. Из-за дороговизны доставки пустые ёмкости не вывозятся обратно, а складируются. В результате, по некоторым подсчетам, только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана остается до 12 млн пустых железных бочек.
Русских отметил, что проблема экологии и вывоза использованных ёмкостей актуальна для всех стран, эксплуатирующих арктические и антарктические территории, поэтому разрабатываемый материал может оказаться востребованным и за рубежом.