В Архангельске, в Музее художественного освоения Арктики, работает выставка, посвящённая изобретениям Леонардо да Винчи
                Гений эпохи Возрождения изобрел прообразы вертолёта,  парашюта, дельтаплана, велосипеда, водолазного костюма, робота, танка и т.д., и дал рекомендации – какие основные способности человека нужно развивать 
            
            
         
                            
                                                            Устройство «танка» да Винчи с бронёй и без неё. Изображение: Turin National Gallery / Wikimedia Commons
В Архангельске, в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова, открыта экспозиция изобретений «универсального человека» – полимата*, великого итальянского художника, исследователя и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519). Выставка, размещенная на двух этажах, представляет объекты, более 500 лет назад придуманные и описанные Леонардо, которые с высокой точностью воссозданы в масштабе по оригинальным рисункам и чертежам, и репродукции живописных произведений, сообщает ИА «Регион 29». Частный выставочный проект уже больше 10 лет путешествует по стране, добавляя и обновляя экспонаты – потому что большинство из них можно трогать, изучать их действие. Многие из разработок Леонардо используются по сей день.
 
 
Фрагмент экспозиции. Фото: Роман Филковский, ИА «Регион 29» / region29.ru
 
 
Среди удивительных творений Леонардо да Винчи можно увидеть первый в мире прототип танка и бомбарды для осады крепостей (потому что он вынужден был работать на «сильных мира сего», а они, в свою очередь, стремились стать еще сильнее), камеру-обскуру, макеты первого дельтаплана, вертолёта и парашюта, краны, блоковые подъёмники и другие механизмы, призванные исследовать мир или упростить тяжёлый труд.
Неизменный куратор передвижного проекта Дмитрий Сухарёнок говорит, что сам он любит называть выставку «ожившей книгой о Леонардо да Винчи», потому что она даёт возможность познакомиться с разными гранями Леонардо: Леонардо-живописцем, Леонардо-военным инженером, Леонардо-строителем, Леонардо-мечтателем и пр. Выставка будет работать по 14 декабря 2025 года.
Леонардо да Винчи утверждал, что каждый человек несет в себе творческий потенциал, и перечислил основные качества, которые нужно развивать для высвобождения этого потенциала: любознательность, наблюдательность, творческое мышление, способность видеть связи между явлениями, способность работать с неопределенностью, стремление к совершенству и целостность восприятия мира.
 
 
 Фрагмент экспозиции. Фото: Роман Филковский, ИА «Регион 29» / region29.ru
 
Леонардо да Винчи
Жадное любопытство самого гения ко всем аспектам жизни стало известно из чудом дошедших до наших дней 7200 страниц его записных книжек с набросками. К примеру, в 1490-х годах он записывает напоминания себе: «Пусть знаток арифметики покажет, как вычислить площадь треугольника»; «Спроси бомбардира Джаннино, как построена башня в Ферраре без бойниц»; «Спроси Бенедетто Портинари, каким способом ходят по льду во Фландрии»; «Пусть знаток гидравлики объяснит, как чинить шлюзы, каналы и мельницы на ломбардский манер»; «Разузнай величину Солнца»; «Опиши язык дятла». В других записях: «Посмотри на лапу гуся, – если бы она была всегда разжата или сжата одинаково, то животное не могло бы произвести никакого движения». Или: «Почему рыба в воде движется быстрее, чем птица в воздухе, тогда как все должно быть наоборот, ибо вода тяжелее и плотнее воздуха»? На страницах записных книжек тесно соседствуют математические вычисления, наброски людей, птиц и природных явлений, летательные аппараты, театральные декорации, клапаны кровеносных сосудов, портреты, стебли растений, части черепа, советы живописцам, записи об устройстве глаза и оптики, военные орудия, басни, загадки и эскизы задуманных картин.
 
 
 Эскиз вертолёта Леонардо да Винчи. Изображение: Public Domain
 
В возрасте 30 лет, в 1482 году, Леонардо да Винчи сменил покровителя: он покинул Флоренцию, где правил Лоренцо Медичи, и поступил на работу к регенту Милана Лодовико Сфорца, перед этим отправив правителю Милана письмо с полноценным «резюме», где обосновывал, почему его стоит взять на службу.
«1. Владею способами постройки легчайших и крепких мостов, которые можно без всякого труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда бежать от него, и другие еще, стойкие и не повреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые и устанавливаемые. И средства также жечь и рушить мосты неприятеля.
2. В случае осады какой-нибудь местности умею я отводить воду из рвов и устраивать бесчисленные мосты, кошки и лестницы и другие применяемые в этом случае приспособления.
3 Также, когда из-за высоты вала или укрепленности местоположения нельзя при осаде местности применить бомбарды, есть у меня способы разрушать всякое укрепление или иную крепость, не расположенную вверху на скале.
4. Есть у меня виды бомбард, крайне удобные и легкие для переноски, которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводящие дымом своим великий страх на неприятеля с тяжелым для него уроном и смятением.
 
 
 
Артиллерийская зарисовка. Источник: drawingsofleonardo.org
 
 
9. [в черновике письма Леонардо переставил этот пункт с 9 на 5 место] И случись сражение на море, есть у меня множество приспособлений, весьма пригодных к нападению и защите; и корабли, способные выдержать огонь огромнейшей бомбарды, и порох, и дымы.
5. Также есть у меня средства по подземельям и по тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума, даже если нужно пройти подо рвами или рекой какой-нибудь.
6. Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота.
7. Также, в случае надобности, буду делать я бомбарды, мортиры и метательные снаряды прекраснейшей и удобнейшей формы, совсем отличные от обычных.
8. Где бомбардами пользоваться невозможно, буду проектировать машины для метания стрел, манганы, катапульты и другие снаряды изумительного действия, непохожие на обычные; словом, применительно к разным обстоятельствам буду проектировать различные и бесчисленные средства нападения.
 
 
 
 
Наброски устройства крыла для летательного аппарата. Источник: drawingsofleonardo.org
 
 
10. Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как архитектор в проектировании зданий и общественных, и частных, и в проведении воды из одного места в другое.
Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины. Сходно и в живописи все, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто б он ни был. Смогу приступить к работе над бронзовой конной статуей, которая будет бессмертной славой и вечной честью блаженной памяти отца вашего и славного дома Сфорца.
Если возникнет необходимость, я могу поработать над созданием инструментов для измерений и учёта времени.
И наконец, я могу проектировать театральные декорации и механизмы для эффектных представлений.
А буде что из вышеназванного показалось бы кому невозможным и невыполнимым, выражаю полную готовность сделать опыт в вашем парке или в месте, какое угодно будет светлости вашей, коей и вверяю себя всенижайше».
30-летний Леонардо получил эту «работу» у своего ровесника Лодовико Сфорца по прозвищу Моро, и провел в Милане много лет, занимаясь многим из перечисленного. А еще он играл на музыкальных инструментах и конструировал их. В Милан он приехал с лирой собственного дизайна в виде лошадиной головы.
Лодовико таки заказал Леонардо конную статую – самую большую в мире, которая должна была стать памятником отцу герцога. Франческо Сфорца: высота изваяния должна была составить 7,4 метра. Сзданную Леонардо в процесс многолетней работы глиняную модель уничтожили французские солдаты, захватившие Милан в 1499 году. Помимо работы над конной статуей, Леонардо за время жизни в Милане изобрел катапульту, систему шлюзов Мартезанского канала от Треццо до Милана, писал портреты и «Тайную вечерю», расписывал интерьеры, строил купальный павильон для миланской герцогини, перестраивал и укреплял замок Сфорца. После эпидемии чумы Леонардо предложил проект идеального Милана с ярусными кварталами, садами и системой каналов для водоотведения и удаления нечистот на нижних уровнях, чтобы избежать распространения болезней.
Позже, уже вернувшись во Флоренцию, Леонардо нарисовал для Чезаре Борджиа точный план города Имолы, который и сейчас можно использовать для навигации по историческому центру – он накладывается на карту со спутника почти без искажений. Да Винчи применил технику картографии с использованием полярной системы координат, когда расположение каждой точки определяется углом и радиусом.
 
 
 Карта Имолы, созданная Леонардо да Винчи. Источник: rct.uk/collection
 
*Полимат – человек, компетентный как минимум в трёх различных областях знаний, и умеющий интегрировать их для решения задач. Термин происходит от греческого слова πολυμαθής, что означает «многоучёный». Подобные люди известны своей любознательностью и способностью видеть целостную картину, связывая, казалось бы, несовместимые области знания, вещи и понятия.
 
 
 Зарисовки «Вода, преодолевающая препятствия и падающая», ок. 1508–1509 гг. Источник: drawingsofleonardo.org
 
 
 
	