В издательстве «Паулсен» вышел фотоальбом «Арктика. Море и небо», в котором собраны кадры, сделанные во время научных экспедиций
Автор – биоокеанолог, доктор биологических наук, академик РАН М.В. Флинт, сделал фотографии во время исследований в Карском море, море Лаптевых и на Новой Земле

Фотография из альбома «Арктика. Море и небо». Автор фото: М.В. Флинт. Источник: ocean.ru
В издательстве «Паулсен» вышел фотоальбом «Арктика. Море и небо», в котором собраны фотографии, сделанные исследователем, учёным Михаилом Владимировичем Флинтом за 15 лет арктических экспедиций с 2007 по 2024 годы, сообщает пресс-служба Института океанологии (ИО) им. П.П. Ширшова РАН. Автор более 10 лет был заместителем директора ИО РАН, руководит научным направлением Экология морей и океанов и Лабораторией экологии планктона, поэтому большую часть профессиональной жизни провел в морях, в рейсах научно-исследовательского флота. И через объективы его фотокамер «прошло» бесконечное количество разнообразных видов Арктики, из которых он собрал коллекцию на вечную и ненадоедающую тему «Море и небо».
Фотография из альбома «Арктика. Море и небо». Автор фото: М.В. Флинт. Источник: ocean.ru
М.В. Флинт отмечает, что ни одна фотокамера – ни аналоговая, ни цифровая, – не передает и части образа «той» Арктики, который видишь, стоя на палубе судна в арктическом море. Но для автора именно возможности тональной цветопередачи негативной фотопленки представляются максимально близкими к тому, что на самом деле ощущаешь в арктической акватории, хотя использует он все виды фототехники. Главное, что хотел своей коллекцией фотографий передать зрителю учёный-фотограф, по его словам, это – показать «неповторимое чудо морской Арктики», и мотивировать увидеть это чудо своими глазами.
Фотография из альбома «Арктика. Море и небо». Автор фото: М.В. Флинт. Источник: ocean.ru
В предисловии к альбому М.В. Флинт в потенциальном диалоге со зрителем задается вопросом – возможно ли перенести на плоскость бумаги не повторяющуюся игру света и тени в бесконечном арктическом пространстве? Нежность серых, голубых, бирюзовых, сиреневых и розовых оттенков, чистоту и плавность цветовых переходов? Чередование прозрачности воздуха с тяжелыми, лежащими на поверхности моря облаками и туманами, игру цвета и света во льдах? Масштаб, величественность и отстраненность природы арктического моря от человека?…
Фотография из альбома «Арктика. Море и небо». Автор фото: М.В. Флинт. Источник: ocean.ru
В поддержание идеи своей коллекции «Море и небо» автор нашел художественное «объяснение необъяснимого», используемое искусствоведами, – отсыл к термину nakazora, происходящему из буддизма и имеющему несколько примерных трактовок: «неспособность выбирать между двумя вещами», – указывающую на мысль, что все вещи имеют одинаковую ценность, и – «пространство между небом и землей».
М.В. Флинт приводит в книге слова летописца Арктики Александра Борисова: «Вдали от мест, где написан этюд, полотно даст некоторое слабое представление о виденной картине природы: когда же смотришь на этот самый этюд рядом с природой, то какой жалкою и дерзостной попыткой представляется он разочарованному художнику». И признает вневременную верность этого замечания.